Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Новости

На защите пенсионных прав граждан
19.09.2014

На защите пенсионных прав граждан

По инициативе Федерации профсоюзов Ставропольского края и в рамках соглашения о сотрудничестве с Отделением Пенсионного фонда Ставропольского края по СК в городах и районах края проходят совместные семинары-совещания для профсоюзного актива по разъяснению новаций пенсионного законодательства. Накануне такой семинар прошел в Георгиевске, а сегодня – в Ставрополе.

Открывая мероприятие, зам. председателя ФПСК Т. Чечина подчеркнула активную роль профсоюзов в проходящей в стране и крае информационной кампании по разъяснению нового пенсионного законодательства и нацелила профактивистов на глубокое изучение нынешних новаций, от которого во многом будут зависеть результаты реализации пенсионной системы, а значит, и защищенность пенсионных прав граждан.

Для этого ФПСК совместно с ОПФР по СК издала специальный сборник, где четко прописаны права и возможности профсоюзов по разъяснению нового пенсионного законодательства. А поскольку, как отметила зампред ФПСК, оно не догма, тем более, что ряд существенных моментов до сих пор не урегулирован, пристальное изучение и основанная на нем практика внедрения помогут выявить «узкие места» реформы, которые профсоюзы смогут скорректировать в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Т. Чечина также обратилась к представителям работодателей за поддержкой в создании на их предприятиях совместных с профсоюзами пенсионных комиссий, которые будут обеспечивать защиту пенсионных прав работников на локальном уровне. Поэтому совместными усилиями следует уделить особое внимание их подготовке, тем более, что в помощь им ФПСК уже готовит новый сборник методических материалов.

Выступившая затем начальник отдела организации взаимодействия со страхователями краевого отделения ПФР И. Поважная детально проинформировала собравшихся об изменениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, вступающем в силу с 1 января 2015 года. Например, работодателям будет полезно узнать, что со следующего года снижен порог численности сотрудников с 50 до 25 для обязательного предоставления бухгалтерской отчетности по пенсионным взносам в электронном виде. Также введена норма, позволяющая органам ПФР предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате работодателями страховых взносов при наличии определенных в законе уважительных причин. Не менее важно, что пенсионные органы получат право запрашивать у банков информацию о наличии у работодателей финансовых средств и проводимых с ними операциях. Также органы ПФР при наличии определенных обстоятельств смогут выходить на повторные проверки работодателей.

Если говорить о работниках, то тариф пенсионных взносов, уплачиваемый за них работодателями, пока остается неизменным – 22%, из них 6% относится на солидарную часть пенсии, 16% - на индивидуальный лицевой счет. Если общая сумма взносов за одного работника в год превысила 624 тыс. руб., то на лицевой счет «лишние» средства уже не начисляют, а 10% переводятся на солидарную часть. И нравится это или нет гражданам с большой зарплатой, но эта «база», устанавливаемая Правительством РФ, будет изменена только к 2022 году. Кроме того, за счет увеличения дополнительного тарифа ужесточится ответственность работодателей, которые не спешат проводить специальную оценку условий труда и выводить рабочие места из вредных и опасных условий труда.

В заключение И. Поважная призвала работодателей активнее взаимодействовать с органами ПФР в части электронного оборота отчетности, тем более, что ПФР постоянно работает над созданием и расширением возможностей своих электронных сервисов.

Выступления последующих докладчиков были полностью посвящены вопросам формирования пенсионных прав работников. Так, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования ОПФР по СК М. Афанасьева детально проконсультировала собравшихся по вопросу формирования пенсионных накоплений и выбора варианта пенсионного обеспечения. В частности, сообщив, что право формирования накопительной части пенсии возникает у граждан 1967 года рождения и моложе, а также у определенных категорий застрахованных лиц, она рассказала о преимуществах и недостатках каждого из двух способов ее инвестирования. Первый – через Пенсионный фонд России, а именно через государственную управляющую компанию или одну из 34 частных, допущенных к этой работе по договору с ПФР, надежен, поскольку государство несет субсидиарную ответственность по всем обязательствах, но малодоходен из-за ограниченности возможностей инвестирования активов. Второй вариант – через негосударственные пенсионные фонды, которые, с одной стороны, могут обеспечить определенную доходность, но с другой – не защищают от финансовые рисков. Поэтому, выбор, конечно, за застрахованными лицами, но у них, кстати, есть и третья возможность, – вообще отказаться от формирования пенсионных накоплений, и тогда 6% тарифа будут отнесены на страховую часть пенсии.

И если до 2015 года решение о выборе варианта формирования пенсионных накоплений можно было принимать ежегодно, то со следующего года менять его можно будет только раз в 5 лет, чтобы гарантировать страховщикам возможность уверенного маневра вложенными средствами. А пока, поскольку под давлением профсоюзов Правительство РФ решило вывести накопительную часть из обязательной части пенсии, действует мораторий на ее перечисление, и все поступающие пенсионные взносы направляются на страховую часть.

Но самое пристальное внимание слушателей семинара было, безусловно, приковано к вызывающей широкий резонанс в обществе новой пенсионной формуле, о которой подробно рассказала начальник Управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР по СК Н. Шепеть. В частности, с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Устанавливаются 3 вида пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из стажа, заработка и возраста выхода на пенсию. При этом пенсионный возраст повышаться не будет, но чем дольше человек работает после достижения пенсионного возраста, тем выше его пенсия. С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором наступает право назначения страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы начисленных и уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному тарифу 10% или 16% за соответствующий год к сумме страховых взносов с максимально взносооблагаемой по закону заработной платы в соответствующем календарном году, умноженному на 10.

В течение всей трудовой деятельности человек должен заработать до 30 баллов за 30 лет. В отличие от прежних лет с 2015 года вводятся дополнительные баллы за баллы социально значимые «нестраховые» периоды: годы военной службы по призыву, уходу за ребенком до достижения им полуторалетнего возраста, ухода за инвалидом 1 группы, гражданином, достигшим 80 лет. Стоимость одного пенсионного бала на 1 января 2015 года установлена в размере 64,10 руб. и уже с февраля будет увеличиваться. Упрощенного говоря, размер страховой пенсии гражданина в значительной степени будет определяться количеством баллов, «заработанных» в течение всей трудовой деятельности человека, умноженных на стоимость 1 балла плюс фиксированные выплаты и коэффициенты за поздний выход на пенсию. По новым правилам страховая пенсия в полном объеме будет формироваться у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

Докладчица на конкретным примерах рассчитала размеры пенсий, предложив воспользоваться калькулятором их подсчета, размещенным на сайтах Министерства труда и защиты населения РФ и Пенсионного фонда России. Она также сообщила, что ряд категорий застрахованных лиц имеет право на повышенные фиксированные выплаты, среди которых – граждане, проработавшие в сельском хозяйстве не менее 30 лет, на Крайнем Севере, инвалиды, лица, имеющие не более 3 нетрудоспособных иждивенцев, достигшие 80 лет и др.

Не менее содержательной была и информация начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР Н. Салыгиной о праве на досрочное назначение пенсии по старости с 1 января 2015 года. Так, как и прежде, его имеют лица, работающие в особых условиях труда, и в частности, во вредных, опасных и тяжелых (по Спискам 1,2); летный состав; педагогические, медицинские, творческие работники; граждане, проработавшие в условиях Крайнего Севера и др. Условия их назначения, как и подсчет льготного страхового стажа, прежние. Но есть и новшество: подсчет стажа может производиться как по современной схеме, так и за прежние годы в соответствии с действующим на тот период законодательством. Кроме того, при подсчете стажа, выработанного до 1 января 1992 года, к льготным периодам могут быть приравнены периоды военной службы по призыву, в силовых структурах, выборных органах и т.д., но они не должны превышать размер самого этого стажа.

Все озвученные в ходе семинара совещания новации пенсионного законодательства, в корне меняющие всю систему пенсионного обеспечения в стране и затрагивающие интересы каждого россиянина, вызвали множество вопросов и предложений у собравшихся профактивистов. На каждый из них были получены исчерпывающие ответы. А зам. председателя ФПСК Т. Чечина сердечно поблагодарила специалистов краевого отделения Пенсионного фонда России за высокий профессионализм и плодотворное сотрудничество.

Наши партнеры