Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

СМИ о нас

09.08.2013

Профсоюзная консультация по новым системам оплаты труда работников социальной сферы Автор: Н. Фатеева, «Радио России» - Ставрополье»

ПОДВОДКА: Прошло уже почти пять лет, как «бюджетники» Ставрополья перешли на новые системы оплаты труда, однако практика показывает, что нововведение до сих пор вызывает немало вопросов. Ведь переход на новые системы изменил саму идеологию формирования заработной платы в учреждении. Теперь руководитель самостоятельно распределяет, куда пойдут денежные средства, выделенные на повышение оплаты труда. Внутри самой организации решается и вопрос о том, какие стимулирующие выплаты и в каком размере будут получать работники. По инициативе Федерации профсоюзов Ставропольского края неоднократно проводился мониторинг внедрения новых систем оплаты труда, корректировались Примерные положения об оплате труда. Сегодня в нашем эфире мы ответим на несколько наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с распределением стимулирующих и компенсационных выплат в учреждениях социальной сферы. С и.о. заведующего правовым отделом ФПСК Анной Бутовой беседует Наталия Фатеева. 

Корр: - Анна Юрьевна, итак, я зачитываю вопросы радиослушателей. Первый касается стимулирующих выплат педагогическим работникам. Кто разрабатывает критерии оценки результативности и качества работы воспитателя - учредитель или руководитель ДОУ? Кто должен утверждать штатное расписание?

Бутова: ТК РФ предусматривает, что система оплаты труда    устанавливается коллективным договором и Положением об оплате труда учреждения. Соответственно, критерии оценки эффективности и качества для начисления стимулирующих выплат будут определяться непосредственно в учреждении.

Для государственных организаций и учреждений рекомендации по установлению окладов, а также условий осуществления выплат компенсационного характера формируются на уровне Правительства СК Министерства образования СК. Для муниципальных учреждений – на уровне актов местного самоуправления.  Однако это только рекомендации. Система оплаты труда, в том числе размеры и порядок начисления выплат стимулирующего характера определяется исключительно на уровне учреждения. Соответственно, разработка критериев оценки – это прерогатива администрации и первичной профсоюзной организации.

Это касается и штатного расписания. Оно является локальным актом организации. Его должен утверждать непосредственно работодатель, то есть руководитель организации. При этом штатное расписание должно быть разработано на основе коллективного договора и Положения об оплате труда учреждения.

Корр: Следующий вопрос. Ответьте, почему у двух библиотекарей, работающих в одной и той же библиотеке и выполняющих одну и ту же работу, заработная плата совершенно разная? Радиослушательница спрашивает – «У моей коллеги зарплата почти вдвое больше, чем у меня, хотя у меня высшее образование, стаж более 7 лет. Законно ли это?»

Как я уже говорила, системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами. Заработная плата каждого работника состоит из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Если при установлении окладов запрещается дискриминация, то для получения стимулирующих выплат работники должны выполнить критерии, предусмотрены непосредственно в учреждении. Соответственно, размер выплат стимулирующего характера зависит от эффективности и качества работы каждого конкретного работника. При этом хочу обратить внимание наших слушателей, что руководитель организации единолично без учета выполнения критериев оценки не имеет права устанавливать размер стимулирующих выплат по своему усмотрению. Система начисления стимулирующих выплат в организации должна быть прозрачной и понятной каждому работнику.

Корр: И еще один вопрос. Зачитываю. «Я работаю в психоневрологическом интернате. Получаю компенсационную выплату 25% за работу с вредными условиями труда. Говорят, что скоро эту доплату у нас отменят. Правильно ли это?»

Выплата, о которой пишет наш слушатель, это доплата компенсационного характера. Она выплачивается за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Без достаточных для этого оснований компенсационную выплату работодатель снять не сможет.

Действующим законодательством предусмотрено, что размеры и условия осуществления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не могут быть снижены и ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными с трудовым законодательством без проведения аттестации рабочих мест. Подчеркиваю, без проведения аттестации рабочих мест  убрать выплату нельзя.

Кроме того, повышение должностных окладов (ставок) работников учреждений и подразделений для лечения людей, страдающих психическими расстройствами, было предусмотрено нормативными актами бывшего СССР. Этими документами предусмотрено, что доплата работникам, работающим во вредных, опасных условиях труда, может быть до 35 процентов, в зависимости от группы персонала. Согласно статье 423 Трудового кодекса РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат трудовому законодательству.

Соответственно, без проведения аттестации рабочих мест руководитель учреждения не имеет права отменить доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе по решению вышестоящих органов).

Напоминаем, что бесплатную юридическую помощь все челны профсоюза могут получить в ФПСК, по телефону: 35-18-06. 


Возврат к списку