Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Новости

Вперед, к "лампочке Ильича"?
02.04.2014

Вперед, к "лампочке Ильича"?

– Михаил Викторович, 9 апреля откроется заседание Генсовета ФНПР. Какие главные вопросы будут стоять в повестке дня?

– Генеральный совет ФНПР рассмотрит задачи профсоюзов в связи с планами введения социальных норм потребления коммунальных услуг. С моей точки зрения, подобное нормирование – это неправильная постановка вопроса. Так можно вернуться к «лампочке Ильича», но ведь на дворе XXI век и государство обязано об этом помнить.

Конечно, есть некоторые социально незащищенные слои населения, которым надо помогать от имени государства, чтобы они могли платить по общим тарифам. Однако остальные должны иметь достойную заработную плату, чтобы платить за эти услуги по тем тарифам, которые складываются. Естественно, эти тарифы необходимо разумно контролировать, используя экономические, рыночные механизмы. Но, по мнению профсоюзов, в социальном государстве жизненно важные услуги должны быть доступны всем гражданам в полном объеме. Это и будет центральной темой обсуждения на Генеральном совете ФНПР.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние экономики и рынка труда в нашей стране?

– Уже более года наблюдается тенденция ухудшения динамики экономического развития страны. Один из существенных ограничителей экономического роста сегодня – негативные факторы в развитии человеческого капитала, нарастание дефицита квалифицированных кадров. Около 50 процентов совокупного фонда оплаты труда приходится на 20 процентов работников (в основном финансовой сферы и управленческого персонала высшего звена).

   Между тем, по данным статистики, 8% работников в стране получает заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, который является границей физиологического выживания человека. При этом минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет всего лишь 67% от прожиточного минимума, то есть он не позволяет выжить даже работнику, не говоря уже о членах его семьи.

   По мнению профсоюзов, МРОТ должен гарантированно обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы без семейной нагрузки. Базой для установления МРОТ должен стать минимальный восстановительный потребительский бюджет, а прожиточный минимум применяться для установления размеров социальных пособий. По оценке экспертов ФНПР и научного сообщества, минимальный восстановительный потребительский бюджет работающего человека должен составлять около 20 тысяч рублей в месяц. Таким же должен быть и минимальный размер оплаты труда.

   Несмотря на относительно устойчивую ситуацию на рынке труда, продолжает сохраняться застойная безработица, особенно среди сельского населения, в населенных пунктах с моноэкономической структурой, а также среди молодежи.

На фоне ухудшения общеэкономической ситуации предстоит: проведение дальнейших структурных социальных реформ, системы социальной защиты и социальной помощи, решение вопросов трудовой миграции.

– А как можно оценить действия работодателей в процессе социально-трудовых отношений? Можно ли сегодня вообще говорить о социальной ответственности бизнеса перед трудовыми коллективами?

– К сожалению, в условиях ухудшения динамики экономического развития страны определенная часть работодателей склонна решать проблемы собственников организаций за счет работников. Это делается путем сокращения занятости, урезания социального пакета, привлечения более дешевых работников-мигрантов. Используется заемный труд и другие схемы, позволяющие обойтись без гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.

   В среднем и малом бизнесе больше всего нарушений трудового законодательства и самое большое сопротивление появлению профсоюзных организаций. В том числе – и в больших торговых сетях. Например, французские компании «Леруа Мерлен», «Ашан», американский «Макдоналдс» борются с теми, кто создает профсоюзные организации. Эта проблема касается и офисных работников, которые подчас подвергаются не меньшей эксплуатации, чем рабочие на самых тяжелых участках физического труда. Там просто другой вид эксплуатации. Но профсоюзные активисты при поддержке ФНПР и своих отраслевых профсоюзов продолжают борьбу. Всего в прошлом году в профсоюзах, объединяемых ФНПР, было создано более 5,5 тысячи первичных профсоюзных организаций. Вступило в профсоюзы 1,5 миллиона человек.…

   Профсоюзы внимательно следят за тем, чтобы собственники всегда выполняли условия коллективного трудового договора, несмотря на конъюнктуру рынка. При возникновении спорных ситуаций мы готовы отстаивать законные права членов трудового коллектива. Правовые службы ФНПР и ее членских организаций постоянно участвуют в судебных заседаниях, разрешающих трудовые споры и конфликты. Ежегодно рассматривается 14–15 тысяч подобных дел, при этом в более чем 90% случаев решения выносятся в пользу работников.

– О чем говорят итоги выполнения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011–2013 годы и каковы перспективы нового Генсоглашения?

– В основном обязательства Генерального соглашения выполнены. В Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проходили консультации по основным направлениям социально-экономической политики, в том числе по сценарным условиям и основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны. Рассматривались основные параметры федерального бюджета на очередной год и плановый период, основные направления налоговой и бюджетной политики, проекты государственных программ Российской Федерации, а также вопросы развития пенсионной системы, развития национальной системы квалификаций, состояния конкуренции в стране и другие важные темы. В течение 2011–2013 годов проведено 32 заседания РТК и 207 заседаний ее рабочих групп, на которых рассмотрено более 250 и 350 вопросов соответственно.

   Как известно, 25 декабря прошлого года подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014–2016 годы. Этот документ в целом отражает основные предложения профсоюзной стороны РТК и соответствует концепции Генерального соглашения, разработанной на основе предложений членских организаций ФНПР.

   В текст нового Генерального соглашения включены как обязательства по новым направлениям работы, так и ряд обязательств Генерального соглашения на 2011–2013 годы, предполагающих долгосрочный период реализации или не выполненных в полном объеме. Профсоюзы настояли на продолжении переговоров по ряду ключевых вопросов, по которым не была выработана согласованная позиция в период действия предыдущего Генсоглашения, в частности, по механизму обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного Трудовым кодексом РФ. Продолжатся переговоры и по согласованию механизмов по защите материальных прав работников в случае банкротства предприятия, по формированию экономически обоснованного порядка индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и другим.

   Новое Генеральное соглашение учитывает также те предложения профсоюзов, которые находились в разногласиях вплоть до последнего этапа переговоров. В частности, по вопросу о соотношении размеров тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени, и минимального размера оплаты труда, указанного в Трудовом кодексе РФ.

   Исполком ФНПР утвердил План мероприятий ФНПР по реализации обязательств Генерального соглашения. Он подготовлен на основе предложений членских организаций ФНПР и ориентирован на поэтапное выполнение обязательств, принятых на себя общероссийскими объединениями профсоюзов.

– Судя по письмам, приходящим в нашу редакцию, читателей «Трибуны» в последнее время все больше стали занимать вопросы, касающиеся проводимой пенсионной реформы. Людям многое кажется непонятным…

– Совсем недавно прошло большое совещание, организаторами которого были Общероссийский народный фронт, Федерация независимых профсоюзов России, Министерство труда и социальной защиты РФ. Оно было посвящено реализации так называемых пенсионных законов, которые вводят новые принципы исчисления и назначения пенсии. Было отмечено, что все вопросы реформы необходимо обстоятельно разъяснять гражданам. Ведь иногда в прессе вбрасываются различные спекулятивные объяснения и толкования принятых решений.

   Практически все выступающие сошлись во мнении, что сделан шаг вперед по гармонизации пенсионной системы, по приданию этой системе устойчивости для того, чтобы при любых потрясениях Пенсионный фонд смог обеспечить свои обязательства. То есть, выйдя на заслуженный отдых, человек должен получать пенсию и размер этой пенсии должен отражать и стаж работы, и трудовой вклад, и квалификацию, и заработную плату. Соответственно, чем выше квалификация, чем выше стаж, чем выше заработная плата, которую получал гражданин, из которой собственно и начислялись пенсионные взносы, то, естественно, и размер пенсии должен быть выше. Ну а тот, кто меньше отчислял в Пенсионный фонд, у того, соответственно, и размер пенсии будет ниже.

   Необходимо отметить то, что в полном объеме весь пакет пенсионных законов заработает для тех, кто вступит в трудовую жизнь и начнет отчислять взносы в Пенсионный фонд с 1 января 2015 года. То есть для действующих пенсионеров та система, которая установилась в последние годы, практически не меняется.

   Сейчас необходимо принять ряд законов, которые дополняли бы уже принятые законы в соответствии со стратегией реформы, которая была утверждена еще в конце 2012 года. Эти законы, в частности, будут регулировать такие вопросы, как взносы в негосударственные пенсионные формы и вопросы корпоративных пенсий. И здесь следует знать главное, и это то, на чем настаивают профсоюзы. Ведь до сих пор ведется острая дискуссия о том, каким образом строить негосударственные пенсионные фонды.

   В соответствии с международными конвенциями существует так называемая трехуровневая пенсионная система. Это – обязательное пенсионное страхование, дополнительное корпоративное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование для людей, кто готов и способен вносить дополнительные взносы на свою будущую пенсию в негосударственные пенсионные фонды.

   Как известно, несколько лет назад было принято решение о том, что часть обязательных взносов человек может направлять по своему желанию в негосударственный пенсионный фонд. Мы считаем, что эту практику надо прекратить. Она уже прекращена в текущем 2014 году, но необходимо отказаться от нее навсегда. То есть обязательное государственное пенсионное страхование должно быть солидарным и оно должно в процентном отношении к заработку быть одинаковым для всех.

   А вот добровольное негосударственное пенсионное страхование, конечно, надо поддерживать. Это можно сделать, например, определенными налоговыми льготами. То есть надо развивать и поощрять подобную деятельность негосударственных пенсионных фондов. И, естественно, в рамках коллективных переговоров, в рамках социального партнерства необходимо добиваться, чтобы предприятия, корпорации, особенно прибыльные, вводили свою дополнительную, корпоративную пенсионную систему.

   Это, кстати, есть уже сегодня в ряде корпораций, что является дополнительным стимулом для работников. Так и должна строиться нормальная, эффективная и, самое главное, справедливая пенсионная система. В то же время государственная политика сдерживания роста зарплаты препятствует наполнению пенсионной системы, лишает работников возможности участвовать в формировании добровольных пенсионных накоплений.

– Михаил Викторович, недавно в Москве прошел II съезд Всероссийской политической партии «Союз труда», сформированной профактивистами. Зачем профсоюзы идут в политику и какие вы видите перспективы у «профсоюзной» партии?

– Профсоюзы не ставят перед собой политических целей, таких, например, как приход к власти, о чем мечтают все политики. Профсоюзы – это экономическая организация, однако у нас есть свой политический интерес. Обладая возможностью сотрудничества с различными политическими силами, мы тем самым повышаем эффективность своего воздействия на принятие важнейших социальных и экономических решений.

   Сейчас ФНПР активно сотрудничает с партией «Единая Россия». Эта политическая сила продолжает оставаться мажоритарной партией в парламенте в нашей Государственной думе и через представителей профсоюзов, которые являются членами этой партии, нам удается добиться многого. Кроме того, на протяжении последних четырех созывов в рамках Государственной думы работает межфракционная депутатская группа «Солидарность».

   Между тем опыт участия представителей профсоюзов в политической жизни страны говорит о необходимости более активного продвижения в органы власти людей, разделяющих профсоюзную идеологию. С этой целью по инициативе активистов профсоюзов и была создана партия «Союз Труда». Понятно сейчас, что необходимо делать энергичные шаги для того, чтобы партия занимала все более и более видное место в политической системе Российской Федерации. Для этого, конечно, нужны серьезные организационные решения, с целью принятия которых и собирался II съезд.

   Как я уже сказал, целью деятельности любой партии является приход к власти на всех уровнях. Но когда говорят о власти, прежде всего думают о Государственной думе, о правительстве, то есть о федеральных органах власти. Однако не надо забывать, что власть начинается на местах – в муниципалитетах, в регионах.

   Считаю, что у «Союза Труда» есть преимущество перед всеми другими партиями, в том числе даже перед парламентскими, для того чтобы побеждать, прежде всего, на муниципальном уровне. Здесь нужна политическая оценка каждый день, каждый час, в каждом месте, как от имени руководства, так и от партии в целом по всем событиям, которые происходят в стране. Только так «Союз Труда» сможет выгодно выделиться из 70 существующих в России других партий, но у которых нет такой поддержки, как у «Союза Труда», который опирается на мощные профсоюзные ряды.

   Еще раз хочу повторить, что у «Союза Труда» хорошие перспективы. Если, конечно, он будет активно заявлять о себе, участвовать в выборах, выражая свое активное отношение к общественной жизни в каждом муниципалитете, в каждом городе, в каждом микрорайоне. От имени партии ее активисты должны выдвигать политические требования, к коим относятся и отставка не справляющегося со своими обязанностями главы муниципального образования, и борьба с коррупцией, и указание на те или иные нарушения трудового законодательства и прав человека. Надеюсь, что к ближайшим выборам «Союз Труда» подойдет как реальная политическая сила, готовая к борьбе за депутатские места.

   Если говорить о тактических задачах, которые поставил второй съезд «Союза Труда», то они в первую очередь касаются увеличения количества членов партии, выработки парадигмы укрепления ее структуры и развития сотрудничества с профсоюзными организациями. В частности, планируется увеличить число региональных отделений не менее чем на 500 человек и вести разъяснительную работу о том, зачем профсоюзам нужна своя партия.

Беседовал Андрей Ильин


Наши партнеры