Федерация профсоюзов Ставропольского края

Новости

Человеческий капитал – это основа экономики страны
09.12.2016

Человеческий капитал – это основа экономики страны

Принят бюджет Ставропольского края на 2017 год, над которым напряженно работали обе ветви власти при активном участии сторон краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и в частности, профсоюзов. О том, каким получился этот документ, и чего ставропольцам ждать в новом году, мы узнавали у заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов, координатора стороны ПСК в краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Л. Калинченко. 

- Лариса Анатольевна, спасибо Вам за уже ставшее предновогодней традицией информативное общение, которого наши читатели всегда ждут. Удовлетворены ли Вы содержанием нового финансового документа края, верставшегося в столь жестких условиях? Все ли удалось из задуманного? Чем он отличается от предыдущего?

- Конечно, решить все задачи в одном документе нереально. Чтобы удовлетворить все имеющиеся потребности и заявки, понадобился бы еще одни такой бюджет. Поэтому о полной удовлетворенности принятым законом о бюджете говорить не приходится. Но важно то, что в нем удалось решить три фундаментальные задачи.

Во-первых, обеспечена устойчивость нашего бюджета. Учитывая, что госдолг у края немаленький, и его нужно поэтапно сокращать, иначе банки могут перестать нас кредитовать, было принято решение снизить дефицит с 10% до 5% к общему объему доходов.

Не менее важная задача – выполнение обязательств Правительства Ставропольского края перед людьми. И хочу подчеркнуть, что все наши обязательства по выплате различных пособий и предоставлению льгот, предусмотренных краевыми законами, нашли полное отражение в бюджете СК на следующий год. Другой вопрос, что число получателей этой помощи постоянно растет, и в 2017 году составит 778 тыс. человек, что повлечет за собой увеличение соответствующих расходов почти на 300 млн. руб. по сравнению с 2016 годом. Поэтому пока мы не смогли проиндексировать размеры пособий. В этой ситуации Губернатор и Правительство Ставропольского края приняли непростое, но честное решение – лучше обеспечить гарантированный, но не увеличенный размер пособия, чем зря обнадежить людей.

И третья актуальная задача, которая решена в новом документе в полном объеме, – поддержка реального сектора экономики, без которого невозможно обеспечить ее работоспособность. Причем объемы такой господдержки сохранены на уровне 2016 года, а по отдельным направлениям даже увеличены. Так, например, для агропромышленной отрасли, которая эффективно работает в условиях импортозамещения, демонстрируя увеличение объемов производства и рост заработной платы работников, рост госпомощи составит 300 млн. руб. по сравнению с текущим годом.

В итоге основные параметры краевого бюджета-2017 выглядят следующим образом: доходы – 79 млрд. руб., расходы – 82,5 млрд. руб., дефицит – 3,5 млрд. руб.

Если говорить о том, что отличает новый бюджет от предыдущего, то, во-первых, край, как и вся страна, вернулся к трехлетнему формату бюджетирования. Во-вторых, впервые за много лет мы формировали его, не имея принятых решений на уровне федерального центра по налогам (т.к. на выходе были изменения в Налоговый кодекс РФ). Неясность была и по объемам финансовой помощи из РФ, поэтому они заложены на уровне 2016 года. Но в феврале, когда обе позиции прояснятся, Правительство Ставропольского края эту ситуацию обязательно откорректирует.

- Губернатор Ставрополья В. Владимиров назвал проект нового бюджета «диетическим». Означает ли это, что всем надо еще туже «затянуть пояса», «сесть на диету»?

-Туже уже некуда и не стоит, поэтому мы не сократили ничего, прописав все расходы бюджета-2017 не ниже уровня нынешнего года и даже с небольшим ростом. И, кстати, в этом плане выглядим даже лучше по сравнению с федеральным бюджетом.

По понятным причинам проблемным остается вопрос бюджетных инвестиций. Но мы знаем, какое внимание наш Президент В. Путин уделил в своем Послании Федеральному Собранию РФ проблемам ликвидации сменности и строительству новых школ. На Ставрополье в 2016-2017 учебном году в школах дело дошло уже до первых классов «К» и «М». Поэтому, однозначно, объем целевой помощи из РФ будет расти в этом направлении, и соответствующие наработки у краевого правительства по участию в госпрограммах, предусматривающих такие инвестиции, есть. Например, мы обязательно поучаствуем в федеральной программе по ликвидации трехсменности в школах, т.к. понимаем остроту проблемы. Также Ставропольский край подал заявку в министерство образования и науки РФ на следующий год, и, если она будет одобрена, у нас появятся средства на строительство еще двух школ. Нельзя откладывать и нерешенную до конца проблему ликвидации очередности в детские сады. Отдельно хотелось бы отметить ряд новшеств краевого бюджета-2017, которые не могут не радовать. Например, вдвое - со 100 млн. руб. до 200 млн. руб. увеличен объем расходов на замену оконных блоков во всех типах учреждений образования. Абсолютно новое решение, касающееся пока только школ, - передать на ремонт их кровли муниципальным образованиям также 200 млн. руб. Третья позиция, которая «весит» столько же (200 млн. руб.), - проект поддержки местных инициатив, который реализуется на Ставрополье с 2006 года. До сих пор он касался только 7 районов восточной зоны, теперь, когда 2017 год объявлен Губернатором СК В. Владимировым Годом поддержки местных инициатив, эта нужная программа распространена на всю территорию края, и уже определено 119 победителей. Кроме того, в 2,5 раза увеличены расходы на развитие спорта. И мы абсолютно уверены в правильности этого вектора, поскольку спорт – это здоровый образ жизни, возможность занять наших детей полезным делом, а по большому счету, здоровье нации.

- И все-таки, на Ставрополье будет бюджет проедания или развития? Этот вопрос особенно волнует наши «промышленные» профсоюзы.

- Краевой бюджет на 2017 год сохраняет социальную направленность. Достаточно сказать, что только три отрасли - образование, здравоохранение и социальная защита «оттягивают» на себя 66% бюджетныхрасходов, а если к ним добавить еще культуру и спорт, то социальные расходы превысят 70%. Это проедание или развитие? На мой взгляд, Президент РФ В. Путин поставил точку в полемике на эту тему, красной нитью проведя через свое Послание Федеральному Собранию идею народосбережения, инвестиций в человеческий капитал. И я не могу согласиться с теми, кто определяет бюджет проедания по формальному признаку трат на социалку. Считаю, что этот вопрос надо рассматривать под иным углом зрения – именно как вложение средств в человеческий капитал. Мы увеличиваем объем расходов на семьи, в которых появляется третий и последующий ребенок? С точки зрения государства вырастет новый работник, который будет отдавать свой труд экономике страны. Предоставляем бесплатные медикаменты людям, которые страдают социально-значимыми заболеваниями? Это обеспечит сохранение их в статусе работающих, предотвращение инвалидизации, не говоря уже о повышении качества жизни. Или возьмем расходы на детский спорт. Это здоровые дети, будущие полноценные члены общества, а значит, государству не надо тратиться на содержание правоохранительной и пенитенциарной системы. И это логично, ведь человеческий капитал – это основа экономики любой страны, вложение в ее будущее. Мы привыкли говорить: люди – наша главная ценность, так давайте сделаем что-то конкретное для этой ценности.

Сторонников производительных расходов, думаю, порадует, что помимо выделения средств на поддержку реального сектора экономики, в бюджете 2017 года предусмотрен и ряд налоговых льгот. Понятно, что поступающие налоги можно потратить на строительство школ, детских садов и другие острые проблемы. Но мы смотрим на эти средства шире, понимая, что отдача от налоговых льгот будет куда больше. Таких налоговых расходов у нас, по оценке 2016 года, будет 1 млрд. 600 млн. руб. Поэтому Правительством и Думой края принято решение снизить ставки по налогам на прибыль и на имущество тем организациям, которые модернизируют собственное производство или открывают его. Также еще на 2 года продлеваются налоговые каникулы для физических лиц, которые работают по патентам или являются индивидуальными предпринимателями, имеющими работников по найму. По инициативе депутатского корпуса ставка по налогу на имущество для торговых объектов, площадь которых составляет больше 250 кв.м, сохранена на уровне текущего года - 1,5%. Кроме того, Правительством СК одобрен и направлен на рассмотрение в краевую Думу закон о специальных инвестиционных соглашениях с теми предприятиями, которые создают новое производство. Для них вообще ставка налога на прибыль будет обнулена на протяжении всего периода, пока их проект не начнет окупаться, - до 10 лет. Эта мера позволит конкурировать с другими субъектами по привлечению инвесторов на территорию нашего края. К тому же, она особенно выгодна для тех, кто будет вкладываться у нас в переработку.

- Хватит ли в краевом бюджете средств сохранить фонд оплаты труда работников социальной сферы в соответствии с майскими Указами Президента РФ хотя бы на уровне текущего года, о чем поднимают вопрос профсоюзы? И не из этого же ряда тема разработки краевым минфином типовых штатных расписаний в учреждениях бюджетного сектора?

- Я уже говорила о неясности с объемами дополнительной финансовой помощи из РФ в период формирования нового краевого бюджета. И прежде всего, это касается реализации майских Указов Президента в части повышения оплаты труда целевых категорий работников социальной сферы, т.к. на федеральном уровне сегодня только уточняются единые подходы, какими темпами и в какие сроки нам к 2018 году нужно довести среднюю зарплату «целевиков» до 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе. Поэтому сейчас фонд оплаты их труда заложен на уровне текущего года. Но как только федеральный центр уточнит «дорожные карты», в феврале внесем соответствующие поправки в бюджет.

Если говорить о типовых штатных расписаниях в учреждениях бюджетной сферы, то речь не идет о каких-то сокращениях и урезаниях. Заняться этой работой, хотя для нас это серьезная дополнительная нагрузка, минфин края заставила жизнь. А именно сигналы, поступающие, прежде всего, от профсоюзов, которые доводят до нашего сведения острую реакцию трудовых коллективов на несправедливое распределение средств на повышение оплаты труда. Приведу в «пример» одно учреждение культуры, где у специалистов, которые непосредственно работают с людьми, ведут кружки, занимаются с творческими коллективами и т.д., зарплата не повысилась ни на рубль, а средства были распределены между административно-управленческим персоналом.

Из этого безобразия следует вывод, что ситуация, о которой мы с профсоюзами говорим не первый год, меняется медленно и нередко оборачивается вседозволенностью руководителей, особенно в вопросе штатных расписаний. По этой же причине наше министерство совместно с отраслевыми органами власти ведет работу по созданию централизованных бухгалтерий. Мы считаем, что это позволит уйти от избыточности административно-управленческого персонала, четко соблюдать дифференциацию в оплате труда между работниками и руководителями, поставить заслон злоупотреблениям последних. И уже есть результаты.

- Какова, на Ваш взгляд, эффективность реализации п.2.21 краевого трехстороннего соглашения о доведении минимальной заработной платы работников до прожиточного минимума трудоспособного населения в производственной сфере, предложенного профсоюзами? На октябрьском заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзная сторона представила конкретные расчеты средств, необходимых для распространения этой нормы на социальную сферу. Каковы перспективы соглашения о региональной минимальной заработной плате?

- Самое главное, на мой взгляд, что эта профсоюзная инициатива позволяет защитить работника, его право на легальные трудовые отношения, достойную оплату труда, социальные гарантии, пенсию в старости. Достаточно сказать, что только за 10 месяцев текущего года благодаря этой норме удалось доначислить работникам около 3 млн. руб. недополученной зарплаты. Важно и то, что работодатели теперь знают об этом обязательстве соглашения, и оно их дисциплинирует, когда возникает соблазн увести зарплату работников в «тень» и сэкономить на налогах. Поэтому Правительство Ставропольского края как ответственная сторона соглашения и гарант соблюдения прав населения, безусловно, поддерживает эту норму.

Что касается перспектив ее распространения на бюджетную сферу, то здесь сложнее. Мы прорабатывали этот вопрос в рабочей группе при краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и пришли к выводу, что для его решения потребуется 650-700 млн. руб. бюджетных средств. Но беспокоят даже не эти серьезные расходы, которые, кстати, негде взять, а проблема размывания разницы в оплате труда специалистов и низкоквалифицированного персонала.

Поэтому мы пришли к такому выводу: доводить МРОТ до прожиточного минимума нужно, но одновременно с выделением дополнительных средств на поддержание вышеупомянутой дифференциации. А это совсем другая «цена вопроса». С таким решением мы будем выходить на заседание краевой трехсторонней комиссии, разделяя озабоченность профсоюзов и уважая твердость их позиции.

- Как Вы оцениваете участие сторон социального партнерства, и, в частности, профсоюзов края в бюджетном процессе? Как идет эта работа в территориальном уровне регулирования социально-трудовых отношений?

- По моим ощущениям, взаимодействие сторон социального партнерства на краевом уровне, в том числе в таком сложном вопросе, как бюджетный процесс, перешло на более высокий уровень. Когда власть, профсоюзы, работодатели – на самом деле ответственные партнеры, между которыми нет соперничества, а возникающие вопросы мы садимся и обсуждаем вместе.

Отдельно хотелось бы отметить активную позицию профсоюзной стороны, ее умение слышать и понимать суть проблемы, которые основываются на профессионализме, стабильности кадрового состава и устойчивой обратной связи с членами профсоюзов на местах.

Честно скажу, нам далеко не всегда удается договориться, но их аргументированная принципиальность заслуживает уважения и заставляет нас задуматься, все ли мы так делаем. Критиковать всегда проще, но Федерация профсоюзов Ставропольского края всегда предлагает пути решения проблемы и готова разделить с нами ответственность. И такой диалог, своего рода профсоюзная подсказка, дорогого стоит.

На мой взгляд, по-другомустали работать и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это тот самый случай, когда действует пример нашей краевой комиссии. Мы приглашаем координаторов сторон из территорий поучаствовать в наших заседаниях, они начинают понимать, как это работает. А деятельное участие представителей сторон краевой трехсторонней комиссии положительно влияет на качество работы территориальных комиссий. И результат, как говорится, налицо.

- Лариса Анатольевна, наше интервью проходит в преддверии любимого праздника детей и взрослых – Нового года. Чего бы Вы пожелали трудящимся ставропольцам, членам профсоюзов, профактивистам?

- Знаете, у меня пожелание всем землякам. Мы привыкли ожидать лучшего в каждом новом году. Вот дети вырастут и заживем. Вот бюджет края сдадим, и вздохнем свободно (Смеется). Но я пришла к выводу: не надо никаких новых вех, которые мы героически преодолеем и станем жить лучше. За этим ожиданием теряется ощущение счастья сегодняшнего. Поэтому давайте жить и радоваться каждому дню. Безусловно, делая все, чтобы завтрашний день был лучше предыдущего. Здоровья, благополучия, стабильности на работе и в семьях, повышения зарплаты, и не только по майским указам.

Беседовала Е. Балабанова.


Возврат к списку