Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Новости

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры: комментарий юриста
13.10.2020

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры: комментарий юриста

На рассмотрение профсоюзных инспекторов поступил интересный вопрос: работнику для поездок в командировки предоставляется служебный автомобиль, требуется ли в этом случае оформлять путевой лист и отправлять работника на прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра?

В соответствии с ТК РФ, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

В соответствии с п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Из вопроса понятно, что речь идет не о работнике – водителе. Именно поэтому и возникает вопрос оформления путевых листов и прохождения медосмотров. Следуя из судебной практики, такие работники обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры, если управление служебным транспортом является их трудовой функцией. Послерейсовые медицинские осмотры в отношении работников не проводятся, так как их работа не связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Так, согласно Апелляционному определению Московского городского суда от 24.05.2019 по делу N 33а-2857/2019 предоставление служебного транспорта работникам, в должностные обязанности которых не входят обязанности водителя, в том числе, по перевозке грузов или пассажиров, для исполнения ими своих служебных обязанностей – это своеобразный компенсационный пакет с целью улучшения условий работы сотрудников. Следовательно, это не влечет необходимости в проведении таким работникам обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Другой вопрос об учете расходов на ГСМ. Что если речь пойдет об организациях, для которых имеет значение учет расходов на топливо, замену шин, техническое обслуживание из расчета пробега автомобиля, и т.д.?

Согласно действующему законодательству основным документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, является путевой лист. А, к примеру, для государственных и муниципальных учреждений согласно Инструкциям N N 162н, 174н и 183н, утвержденными Приказами Минфина России, предписано для списания в расход всех видов топлива использовать путевые листы.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 к обязательным реквизитам путевого листа, в том числе, относятся сведения о водителе, включая дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Профсоюзные инспекции труда ФПСК осуществляют контроль за выполнением работодателями и их представителями трудового законодательства, положений соглашений, коллективных договоров. Профсоюзные представители принимают участие в расследованиях несчастных случаев на производстве, среди которых существенную часть составляют случаи дорожно-транспортных происшествий, происходящих, не только с водителями, но с иными работниками организаций в то время, когда они управляют служебным автотранспортном. В процессе расследования выявляются факты осуществления водительской функции работниками, в должностные обязанности которых управление автомобилем не включено, а также отсутствие отметки о прохождение такими лицами предрейсовых медицинских осмотров. В ряде случаев государственными инспекторами труда такие факты признаются нарушениями с привлечением виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Поэтому правовая инспекция рекомендует оформлять и выдавать путевые листы с учетом их обязательных реквизитов своим работникам в ситуации, описанной в вопросе. К тому же, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что в функционал работника входит обязанность по управлению транспортным средством, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый медицинский осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.


Наши партнеры