Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Новости

Нужна единая позиция
30.09.2014

Нужна единая позиция

Повестка дня очередного заседания краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло под председательством координатора профсоюзной стороны, зам. председателя ФПСК Т. Чечиной, была очень насыщенной. Но ключевыми его вопросами, безусловно, стали темы, одинаково волнующие как производственников, так и бюджетников.

Уже стало привычным, что львиную долю внимания членов комиссии берут на себя проблемы социальной сферы. Не стало исключением и это заседание, о чем мы расскажем ниже. Но сама постановка вынесенного на обсуждение первым вопроса о соблюдении трудоохранного законодательства в производственном секторе - явно симптом того, что у социальных партнеров все же «дошли руки» и до него.

По словам и.о. руководителя Государственной инспекции труда по краю В. Нестеренко, большая часть из почти 30 тыс. выявленных в 2013 году нарушений приходится на этот стратегически важный сектор экономики СК. Достаточно сказать, что в том же году произошло 6 групповых несчастных случаев на производстве, 80 тяжелых, 35 со смертельным исходом. Поэтому считает главный госинспектор труда края, пришло время реформировать систему охраны труда в направлении управления рисками и экономического стимулирования работодателей в этой сфере. На это, по оценкам В. Нестеренко, и заточено вступившее в силу с нынешнего года законодательство о специальной оценке условий труда работников (СУОТ), в корне изменившее всю систему социальных гарантий по охране труда на предприятиях. Но, уловив неодобрительную реакцию профсоюзов, которые неоднократно высказывали опасения, что недобросовестные работодатели будут пытаться использовать СУОТ для минимизации расходов на охрану труда, руководитель ГИТ акцентировал внимание собравшихся на жестких мерах ответственности, грозящих работодателям при нарушении требований трудового законодательства с 1 января 2015 года. Так, нарушение порядка проведения той же спецоценки или необеспечение СИЗ обойдется должностному лицу первоначально в 20-30 тыс. руб. за каждого работника, повторно – в 40-50 тыс. руб., а юридическому лицу - до 100 тыс. руб. и 200 тыс. руб. соответственно. Неисполнение предписания госинспектора обернется штрафом должностному лицу – до 50 тыс. руб. или дисквалификацией, юридическому лицу – до 200 тыс. руб.

И хотя координатор стороны работодателей, президент Конгресса деловых кругов Ставрополья В. Травов попытался пожаловаться на 40 надзорных организаций, которые, проводя бесчисленные проверки, не способствуют стабильной работе бизнеса, но руководитель Гострудинспекции края при всем понимании роли работодателей в наполнении государственной и муниципальной казны и «кошмарящих» их проблем остался непреклонен: запугивать руководителей никто не собирается, но и «наломать дров» в таком ответственном деле, как жизнь и здоровье работников, тоже никто не позволит.

Также он поддержал предложение отраслевых профсоюзов о более тесном взаимодействии с ГИТ, положительно оценив давнее и результативное сотрудничество с ФПСК, специалистов которой ценит как настоящих профессионалов, которые знают свою работу порой и лучше госинспекторов.

Выступившая затем зам. министра труда и социальной защиты населения СК Л. Шагинова рассказала о большой работе, которую проводит министерства по координации обучения в сфере охраны труда работников края. Так, сформирована сеть из 44 аккредитованных организаций, осуществляющих обучение в сфере охраны труда. Только за последние годы в них прошли обучение более 37 тыс. руководителей и специалистов, что в конечном итоге позволило сократить уровень производственного травматизма в организациях региона на 15%. Вместе с тем, как прозвучало, оставляет желать лучшего профессиональная подготовка преподавателей этих учреждений, недостаточность современных средств и методов обучения, что сказывается на качестве образовательного процесса. Поэтому министерство совместно с краевым минобром проводит там проверки, корректирует программы обучения, отслеживает и распространяет положительный опыт этой деятельности. Но, как подчеркнула докладчица, охрана труда работающих ставропольцев – забота общая, решить которую можно совместными усилиями власти, профсоюзов, работодателей, органов местного самоуправления.

В свою очередь, координатор стороны профсоюзов, зам. председателя ФПСК Т. Чечина проинформировала о вкладе в эту работу профсоюзной стороны. Так, техническими инспекторами профсоюзов ежегодно проводится до 200 проверок организаций, выявляется около 1,5 тыс. нарушений в сфере охраны труда. Среди них основными являются: невыплата работникам полагающихся льгот и компенсаций по вредности, непредоставление спецодежды, отсутствие медосмотров. В коллективных договорах определяется устойчивая путаница с установлением режима труда и отдыха «вредникам», дело доходит даже до денежных компенсаций дополнительных отпусков, что противоречит законодательству. Поэтому, считает зампред ФПСК, нужно активнее использовать площадки Дней охраны труда в городах и районах края, чтобы не формально, как сейчас, а на деле оказывать реальную помощь как работникам, так и работодателям. А профсоюзы готовы участвовать в этих нужных мероприятиях, содействовать созданию межведомственных комиссий по охране труда в муниципальных образованиях и оказывать всемерное содействие, подчеркнула она.

Тон, заданный профсоюзной стороной, обеспечил заинтересованное обсуждение и другого принципиально важного вопроса повестки дня, но теперь уже в социальной сфере – хода реализации Программы поэтапного совершенствования оплаты труда работников ее государственных и муниципальных учреждений. И хотя со времени предыдущего рассмотрения вопроса на комиссии позитивные изменения реально произошли, и не без участия профсоюзов, за фасадом победных рапортов представителей «бюджетных» министерств, все же просматривались «острые углы», об устранении которых постоянно ставит вопрос ФПСК. Так, если даже с учетом корректировки в этом году федеральных и краевых отраслевых «дорожных карт», удалось достичь и даже превысить целевые показатели повышения оплаты труда для отдельных категорий работников не только за счет бюджетных вливаний, но и внутренних резервов подведомственных учреждений, то из информации представителя краевого минобра был непонятен ряд ключевых моментов. К примеру, куда же все-таки относится квалификационная категория – к стимулирующим, компенсационным выплатам или переходит в окладную часть? Почему в ряде учреждений дошкольного образования стимулирующие выплаты составляют едва ли не половину зарплаты? Будет ли повышаться продолжительность рабочего дня для педагогов, «чтобы повысить производительность их труда», и так запредельную? Не «заберут» ли у людей заплату, превысившую целевые показатели дорожной карты из-за попавших в «общий котел» отпускных и мер социальной поддержки в каникулярный период? И почему стимулирующие выплаты у многих руководителей муниципальных образовательных учреждений одинаковые, независимо от качества их работы?

И хотя министерство культуры вняло замечаниям, в том числе и профсоюзов, и приняло меры по отладке отраслевой системы оплаты труда, но по информации врио зам. министра культуры СК Д. Сидоренко, основные проблемы продолжают сохраняться в поселенческих учреждениях культуры. Вместе с тем, вызывает недоумение позиция министерства форсировать во что бы то ни стало переход отрасли на «эффективные контракты», число которых, судя по бравурному отчету замминистра, уже доведено до 90% и этот процесс будет завершен до конца года. Ведь федеральный центр четко дал понять, что переводить работников на ЭК следует только после прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности, а локальных документов по этому вопросу пока нет.

Подводя итог непростого разговора, зам. председателя ФПСК Т. Чечина призвала внимательно просчитывать последствия принимаемых решений, чтобы потом не отбирать у людей повышенные зарплаты, потому что они превысили целевые показатели, или не принимать их на работу по гражданско-правовому разговору, если вчера уволили по сокращению численности или штата. Нужна единая позиция, если хотите, идеология этой работы, резюмировала она, предложив представителям заинтересованных министерств ряд рекомендаций по формированию положений по оплате труда отдельно для казенных и бюджетных учреждений, разработке документов по аттестации с целью перехода на «эффективный контракт» и другим не менее актуальным вопросам.

Наши партнеры