СМИ о нас
«Принят закон о спецоценке условий труда». Интервью с зам. председателя ФПСК А. Бутовой. Автор и ведущая Н. Фатеева, «Радио России» - Ставрополье»
Под занавес прошлого года был принят Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», принципиально изменяющий подходы к организации охраны труда, от которых напрямую зависят условия и оплата труда работников. О том, чего им ждать от этого документа, наш корреспондент Наталья Фатеева выясняла у зам. председателя ФПСК Анны Бутовой
- Анна Юрьевна, если коротко, в чем суть заложенных в документе изменений?
Бутова: Возникшая в последние годы неразбериха с предоставлением льгот и компенсаций работникам за их труд во вредных и опасных условиях труда, зачастую формальный и непрозрачный характер проведения аттестации рабочих мест, по результатам которой работники несправедливо лишались льгот и компенсаций, больше не могла устраивать стороны трудовых отношений и нуждалась в корректировке. Поэтому и возникло соответствующее поручение Президента РФ. По замыслу разработчиков, процедура специальной оценки призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда к учету фактического воздействия на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
В качестве целей введения указанных Федеральных законов (№421 и 426 от 28.12.2013 года) указывалось следующее: необходимо обеспечить максимально объективное решение вопроса предоставления гарантий и компенсаций за «вредность», а, кроме того, стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд.
Итак, теперь специальная оценка условий труда – это единственная процедура, которая позволяет решить, предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда, и определить размер страховых взносов. Её результаты действуют пять лет. И фактически формируют всю социалку на предприятии, в том числе и принципы начистеления досрочных пенсий «вредникам» по принятым еще в советское время Спискам № 1 и № 2
Соответственно, с 1 января 2014 года предоставление дополнительных отпусков, сокращение рабочего времени и повышенная оплата труда напрямую зависят от результатов специальной оценки условий труда.
- Начальный вариант законопроекта вызвал много споров и возражений со стороны российских профсоюзов и претерпел под их давлением ряд принципиальных изменений. Чего удалось добиться в пользу работников, а что, по мнению профсоюзов, еще надо исправлять?
Бутова: Безусловно, изначально предложенные подходы Министерства труда РФ не устроили профсоюзы, которые четко понимали, что работодатели, в связи с повышением тарифов в Пенсионный фонд за «вредников», заинтересованы в том, чтобы любым способом минимизировать эти расходы. А заложниками противостояния между ними и Пенсионным фондом в очередной раз окажутся работники. Профсоюзы вышли с рядом возражений по данному законопроекту на заседание Российский трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Если комментировать, какие замечания профсоюзов в целом были учтены и нашли отражение в окончательном варианте документа, то среди наиболее существенных можно отметить, что в него вернули понятие госэкспертизы условий труда. Также рабочая группа добилась включения в закон нормы, по которой представители профсоюза на обязательной основе участвуют в деятельности комиссий, контролирующих спецоценку условий труда. Кроме того, изначально закон о сцецоценке содержал норму, согласно которой класс (подкласс) условий труда снижался в зависимости от времени, фактически отработанного работником во вредных/опасных условиях. Нельзя не отметить и то, что все нормативно-правовые акты, которые ещё будут приниматься в связи с введением процедуры специальной оценки, обязательно должны будут быть рассмотрены на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Между тем, согласно позиции ФНПР, в законе о спецоценке остались спорными нормы пункта 6 статьи 14, которые позволяют снижать класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты. По мнению профсоюзов, применение СИЗ работниками не устраняет сам вредный фактор, тем более, что неправильное использование этих спецсредств имеет побочные неблагоприятные эффекты, что нередко приводит к хроническим заболеваниям, инвалидности. Также, по мнению профсоюзов, из оценки условий труда неправомерно изъяли ряд показателей по оценке освещения на рабочем месте, тяжести и напряженности трудовых процессов.
Хочу еще раз подчеркнуть, что профсоюзы продолжают вести работу по совершенствованию законодательства о специальной оценке условий труда.
- Все перечисленные изменения вступают в действие прямо сначала года или будет-какой-то переходный период, чтобы хоть как-то подготовиться?
Бутова: Законами, о которых мы сегодня говорим, предусмотрен переходный период. Результаты, проведенной ранее аттестации рабочих мест, будут действовать еще пять лет. На сегодняшний день еще не в полном объеме готова вся нормативно-правовая база по переходу на специальную оценку условий труда. Кроме того, указанными федеральными законами предусмотрено, что положение работников не может быть ухудшено, в связи с введением законодательства о специальной оценке условий труда.
Поэтому, резюмируя, могу сказать, что законы действительно непростые и серьезно меняют подходы к организации охраны труда, в том числе внося изменения в Трудовой кодекс РФ, поэтому профактивисты и уполномоченные по охране труда просто обязаны с ними тщательно ознакомиться. Поскольку в полном объеме законодательство о спецоценке вступит в силу только после 31 декабря 2018 года, то сегодня первоочередная задача для профактива - закрепить причитающихся «вредникам» гарантии и компенсации в коллективных договорах и соглашениях.