И вот здесь у нас кто-то кое-где порой, что называется, не вполне соответствует эпохе. По тому же перечисленному выше списку параметров: язык, инструменты, технологии.
Почему так получилось и что с этим делать?
Процесс преобразований советских профсоюзов в постсоветские проходил в 90-е годы одновременно с изменениями в технологиях управления, коммуникации. Собственно, одновременно он шел и в России, и в остальном мире. Тогда возглавляли новые российские профсоюзные организации вполне еще молодые руководители, которые, к тому же прошли довольно серьезную и современную на тот момент кадровую школу. Хаос в экономике 90-х в России отбросил развитие страны назад, а ее восстановление в период 2000 - 2010 годов, по большому счету, проходило примерно в той же привычной социально-экономической традиции.
Эта «заморозка» позволила профсоюзам полноценно участвовать в жизни страны, не слишком заморачиваясь на теме своего управленческо-технологического обновления. Даже такие новые инструменты, как интернет или компьютер, воспринимались просто как некая новая форма давно знакомого телефона и пишущей машинки. До определенного момента так и было. И можно было подачу информации на интернет-сайте ограничивать постановлениями, а группы в социальных сетях использовать не для взаимной коммуникации, а как аудиторию для «доведения информации»: мы вещаем, они внемлют.
Однако с начала 2010-х изменения коммуникации в обществе, власти и бизнесе резко ускорились. Такие же изменения происходили и в используемых технологиях, управленческих методиках. Например, персонализация обращения к потребителю (для бизнеса) или к избирателю (для власти) сегодня основывается на технологиях, языке и методах, которых не было еще пять лет назад.
Мир изменился. И в нем уже сложно выглядеть современно и востребованно только за счет того, что профсоюзный лидер использует якобы рабочую лексику (на которой рабочие уже давно не говорят) или, извините, косит под народного простачка. Вот это и есть сегодня архаика в профсоюзах.
И не только это. Публичный отказ от адекватных времени форм коммуникации. Закрытость. Устаревшие формы управления организациями. Перечень можно продолжать. Выходит перед серьезной аудиторией (представители власти, бизнеса) руководитель профсоюза и начинает «валять ваньку», рассказывая дешевые байки, - это архаика. Выходит другой руководитель и рассказывает, что он против интернета и социальных сетей, потому что там сидят одни бездельники, а значит - нормально работающий сайт ему принципиально не нужен. Это тоже архаика.
Надо понять еще одну вещь. Бизнес и власть безжалостно ликвидируют архаичные методы в своей среде не потому, что очень этого хотят. Любые изменения - это проблемы. Бизнес и власть делают это потому, что это лучше работает для реализации целей, которых они хотят достичь: деньги и влияние. Неужели вы думаете, что немолодой богатый человек Дональд Трамп много пишет в «Твиттере» только потому, что он графоман? Он пишет, потому что это форма влияния на аудиторию. То же самое относится и, например, к Рамзану Кадырову. Просто у кого-то это получается, а у кого-то (Дмитрий Анатольевич Медведев) выглядит несколько надуманно, подчас анекдотично. Но и он хотя бы пытается, понимая важность таких инструментов.
Борьба с архаикой - с привычными, но устаревшими формами влияния на аудиторию - по линии «язык, технологии, управленческие методы» должна сейчас стать приоритетной для профсоюзов. Понятно, что в совокупности с идеологией. Но сегодня идеологию телефоном и пишмашинкой не продвинешь. Да и просто компьютером - тоже. У нас есть примеры внедрения современности в «профсоюзные меха». Их просто должно стать резко больше. Это - вопрос выживания.
А. Шершуков,
Источник: solidarnost.org