Федерация профсоюзов Ставропольского края

Наша консультация по вопросам охраны труда

Надо ли проводить какие-либо мероприятия в связи с принятием новых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н?

Ответ: С 27 сентября 2018 вступили в силу новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н. Содержание новых Правил по охране труда на автомобильном транспорте во многом аналогично Межотраслевым правилам по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённым постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28, но есть ряд особенностей:

— требования, содержащиеся в ПОТ Р М-027-2003, изменены и актуализированы с учётом требований действующего законодательства РФ;
— в Правилах по охране труда на автомобильном транспорте содержатся бланкетные (отсылочные) нормы;
— Правила дополнены рядом новых требований, обусловленных совершенствованием правового регулирования и направленных на обеспечение безопасности работников (например, требования, касающиеся необходимости оформления наряда-допуска на выполнение работ с повышенной опасностью).

Новые ПОТ возлагают на работника ряд обязанностей, а именно:

1. проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда — не реже одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в 12 месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечень профессий и должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя;

2. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры;

3. правильно применять и использовать СИЗ и средства коллективной защиты.

В новых ПОТ уточнён и расширен перечень вредных и опасных производственных факторов, добавлены падающие предметы, острые кромки инструментов, физические перегрузки, нервно-психические перегрузки. что должно учитываться при процедуре управления рисками в системе управления охраной труда и позволит адресно избирать меры, направленные на исключение ВОПФ или снижение до допустимых уровней их воздействия на работников.

Правилами предусмотрены функциональные требования к оборудованию и приспособлениям, используемым для хранения деталей и агрегатов. Работодателю необходимо позаботиться не только о наличии специальных мест на стеллажах и безопасной эксплуатации этих самых стеллажей, но и о подставках и приспособлениях, обеспечивающих устойчивость агрегатов и деталей с возможностью удобного и безопасного захвата или строповки при подъёме и перемещении.

При этом в новых Правилах содержатся дополнительное требования:

— о необходимости перекрывать переходными мостиками или прочными щитами неэксплуатируемые осмотровые канавы или траншеи;
— допускается освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В при соблюдении ряда условий;


— предусмотрена возможность покрытия стен осмотровых каналов влагостойкими и масло-бензостойкими материалами;

— скобы для запасного выхода осмотровой канавы должны быть вмонтированы в стене, противоположной выходу.

Требования охраны труда при техобслуживании и ремонте транспортных средств частично воспроизведены из ПОТ Р М-027-2003. Ряд положений ПОТ Р М-027-2003 изменён и актуализирован, в том числе:

— убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается не только с помощью щётки-сметки, но и с помощью пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств;
— для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжёлых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъёмные устройства и механизмы;

— предусмотрена возможность удаления разлитого масла или топлива с помощью органических сорбентов;

— в зоне технического обслуживания АТС установлен запрет на выполнение работ с применением открытого огня.

Правила дополнены рядом новых требований охраны труда как предписывающих, так и запрещающих выполнение определённых действий и мероприятий, например:

— выполнение работ с повышенной опасностью предписано проводить с оформлением нарядов-допусков;

— предоставлена возможность самостоятельного устранения неисправностей АТС водителями;

— установлена обязанность работодателя обеспечивать работников, выполняющих работы с упором на колени, наколенниками (в результате придётся корректировать нормы выдачи СИЗ).

Правилами предусмотрено использование:

— СИЗ глаз, лица и рук при очистке деталей ручными или механизированными металлическими щётками;
— СИЗ рук при при вырезке повреждённых мест следует опиливать острые углы, края и заусенцы деталей и при работе с листовым металлом.

Один из самых объёмных разделов Правил посвящён требованиям по охране труда при эксплуатации транспортных средств. Согласно пункта 251 на работодателя возлагается обязанность обеспечения оптимального режима труда и отдыха водителей (статья 329 Трудового кодекса РФ) в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования в установленном порядке тахографов (постановление Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»).

Пункт 256 Правил устанавливает обязанность работодателя:

— обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи в соответствии с установленными нормами (постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения»);
— провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс укомплектовать транспортное средство исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).

Правилами установлен безусловный запрет на проезд лиц, сопровождающих грузы, вне кабины грузового АТС.

Правила не требуют ставить под колёса АТС, стоящего на уклоне, специальные упоры (башмаки). При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:

— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.

Правилами определены требования к установке домкрата. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата. Имеет смысл, позаботится о наличии выкладок заранее и периодически проверять их состояние.

В части хранения транспортных средств в соответствии с Правилами необходимо будет разработать и утвердить работодателем схему расстановки АТС.

В заключительных положениях определено, что Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Роструда (государственных инспекций труда (далее — ГИТ) в субъектах РФ).

 

В связи с введением новых Правила по охране труда на автомобильном транспорте работодателю до 27 сентября 2018г нужно спланировать и провести следующие мероприятия:

— разработать и утвердить инструкции по охране труда;
— разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда;
— внеплановый инструктаж по охране труда для работников;
— внеочередную проверку знаний по охране труда для руководителей, ответственных лиц и специалистов.

При проведении вводного инструктажа довести работникам, какие именно СИЗ положены, со ссылкой на соответствующий пункт отраслевых норм выдачи. На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приёма пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты.

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

— к производственным территориям и организации рабочих мест;
— площадкам для хранения транспортных средств;
— размещению технологического оборудования;
— технологии производственных процессов;
— эксплуатации транспортных средств;
— размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

С водителями необходимо провести внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27.09.2018 г. (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда № 1/29). При подготовке приказа о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым Правилам, обязательно предусмотреть время работникам на подготовку. Внеплановый инструктаж проводится руководителем структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа в объеме внесённых в локальные нормативные акты изменений. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа. Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» указывается «внеочередная». При этом осуществляется проверка знаний только в отношении положений новых или измененных законодательных и нормативных правовых актов.


Возврат к списку