Федерация профсоюзов Ставропольского края

Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

Новости

13.03.2012

Подведены итоги краевой коллективно-договорной кампании

На заседании постоянной комиссии Совета Федерации профсоюзов Ставропольского края по защите социально-экономических прав трудящихся подводились итоги краевой коллективно-договорной кампании за 2011 год и ставились задачи на предстоящий период.

b191_auto_auto_jpg.jpg

Как отмечалось, на сегодняшний день в системе социального партнерства на Ставрополье действуют одно краевое трехстороннее соглашение; 32 отраслевых краевых соглашения; 29 территориальных трехсторонних соглашений; 49 отраслевых территориальных соглашений; 3087 коллективных договоров, которыми охвачено 96,9 % первичных профсоюзных организаций края. Эти документы нацелены на повышение социальной защищенности жителей края и создание здоровых и безопасных условий их труда. 

Коллективно-договорная кампания в СК в 2011 году проходила в условиях, характеризующихся более высокими темпами развития реального сектора экономики, строительства, сельского хозяйства, транспортного комплекса. Отмечено снижение уровня безработицы и темпов инфляции. Тем не менее, несмотря на экономический рост, прошедшая колдоговорная кампания осложнялась неустойчивым финансовым положением отдельных отраслей и предприятий. Медленнее, чем в предыдущем году росли  номинальные денежные доходы населения, уровень которых не достиг показателей 2010 года. В результате средняя номинальная начисленная заработная плата в крае увеличилась лишь на 11% и составила 15659 рублей.

В этих условиях профсоюзами края была проведена серьезная работа по защите социально-трудовых прав ставропольчан в рамках конструктивного социального диалога с органами власти и работодателями. 

Так, профсоюзный мониторинг реализации новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях  показал, что их введение не способствовало значительному повышению заработной платы основного персонала учреждений социальной сферы, дифференциации в оплате труда работников разной квалификации, созданию условий для привлечения высококвалифицированных кадров, повышению качества и производительности труда. В этой связи в соответствии с решением краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 13 июля 2011 года сторонами разработан план мероприятий органов исполнительной власти и  профсоюзов по совершенствованию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливающий ориентиры по корректировке Примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений и временные рамки по внесению соответствующих изменений.

В 2011 году в крае была проведена большая работа по реализации Федерального закона 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового статуса государственных учреждений». По инициативе стороны профсоюзов ход реализации закона был рассмотрен на заседании краевой трехсторонней комиссии и на расширенных заседаниях координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях края с участием органов местного самоуправления, руководителей муниципальных учреждений. Особое внимание уделялось соблюдению трудового законодательства при изменении статуса учреждений и учету мнения отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений при принятии решений об изменении статуса учреждений.

В предстоящий период перед ФПСК стоит задача по контролю за соблюдением трудового законодательства в части выполнения норм статьи 36 ТК РФ о правомочности стороны работодателей при заключении соглашений, а также механизме распространения отраслевых соглашений на бюджетные и автономные учреждения.

Необходимо отметить, что в условиях предельного дефицита краевого бюджета ФПСК совместно с членскими организациями удалось заложить в его проект на 2012 год дополнительные средства в объеме 195 млн. руб. на увеличение оплаты труда работников муниципальных учреждений дошкольного образования и социального обслуживания населения, медицинского персонала, не включенного в краевую программу модернизации здравоохранения в размере 516 млн. руб., медицинских работников, состоящих в штате образовательных учреждений, - 60 млн. руб.

Представленная членскими организациями информация показывает, что основная работа профсоюзов в сфере социального партнерства была направлена на сохранение достигнутых и повышение социальных гарантий работников. В рамках реализации краевых отраслевых соглашений расширился перечень дополнительных мер социальной поддержки работников,   предусматриваются дополнительные льготы и гарантии, выплаты, улучшаются условия и охрана труда, растет заработная плата. 

Так, по сведениям Росстата по СК, номинальная средняя заработная плата работников отрасли здравоохранения  в 2011 году возросла на 11,4% по отношению к 2010 году, реальное содержание заработной платы увеличилось на 26,3% и составляет 83% от среднекраевой заработной платы. По отрасли образования  реальная зарплата увеличилась на 32,8% по отношению к 2010 году, однако, номинальная начисленная заработная плата, несмотря на увеличение средств, выделенных из бюджета края в 2011 году на повышение заработной платы учителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, составляет 72,1% от средней общекраевой заработной платы. Реальная заработная плата работников культуры увеличилась в сравнении с 2010 годом на 106,6% и составляет 58,5% от средней по краю. 

В условиях реформирования краевых органов власти удалось добиться увеличения фонда оплаты труда работникам сферы социального обслуживания населения. Начаты переговоры по установлению коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях муниципальным служащим.

Последовательная работа представительств ФПСК по повышению уровня социального партнерства на местном уровне посредством заключения территориальных трехсторонних соглашений приносит заметные результаты в деле защиты социально-трудовых прав трудящихся. В отчетном периоде заключено 5 таких соглашений - в Петровском, Кировском, Шпаковском, Степновском, Арзгирском муниципальных районах. Однако, качественная составляющая большинства территориальных трехсторонних соглашений недостаточна для решения социально-трудовых проблем территорий. Обязательства соглашений декларативны, ни в одно ТТС в течение года не внесены изменения, касающиеся нового правого статуса муниципальных бюджетных учреждений, не конкретизированы ориентиры оплаты труда работников. 

Анализ коллективных договоров, в том числе, участвовавших в конкурсах на лучшую постановку коллективно-договорной работы показывает, что, их качество также продолжает оставаться невысоким. Чаще всего в колдоговорах нарушается процедура заключения, не учитываются нормы отраслевых и территориальных трехсторонних соглашений. Ничем не подтверждена легитимность сторон социального партнерства, не утверждены составы комиссий по ведению коллективных переговоров, отсутствуют протоколы заседаний комиссий. Часто не определён порядок формирования заработной платы работников, периодичность введения, замены и пересмотра норм труда, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, размеры и критерии установления выплат стимулирующего характера. Во многих коллективных договорах не предусмотрены порядок внесения изменений и дополнений в него, ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств или устранение от переговоров.

По итогам обсуждения члены комиссии приняли соответствующее решение,  в котором отражен ряд мер по устранению названных недостатков, и внесли предложение о необходимости создания базы лучших коллективных договоров для ее практического применения в работе профсоюзного актива края. 

Также участники заседания утвердили план работы Постоянной комиссии Совета ФПСК по защите социально-экономических прав  на текущий год. В частности, им предусмотрены такие мероприятия, как: контроль за ходом  реализации решений краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; координация деятельности членских организаций ФПСК в целях выработки единой позиции по совершенствованию краевой нормативной правовой базы в области социально-трудовых отношений; обеспечение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере труда; участие в работе коллегиальных органов членских организаций, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений,  координационных советов.


Возврат к списку