Федерация профсоюзов Ставропольского края

Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

Новости

В фокусе внимания - качество жизни ставропольских педагогов
19.11.2012

В фокусе внимания - качество жизни ставропольских педагогов

Ее организаторами выступили Ставропольская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки и Пятигорский государственный лингвистический университет, не первый год совместно занимающиеся изучением это актуальной темы.

Первые шаги в нем партнеры сделали два года назад. И уже на нынешнем представительном форуме в формате межрегиональной научно- практической конференции, в которой приняли участие все заинтересованные стороны – представители власти, региональных организаций профсоюза, работники учебных заведений высшей школы, ученые, эксперты и даже студенты, были озвучены первые результаты этой работы. И частности, вниманию участников мероприятия были представлены результаты научной экспертизы состояния качества жизни субъектов педагогического сообщества высшей школы на Ставрополье, проведенной по заказу краевой организации профсоюза Институтом человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета, которые удачно дополняли итоги студенческого анкетирования.

Выводы ученых, озвученные доктором психологических наук, профессором Института человековедения ПГЛУ И. Боязитовой, были однозначны: качество жизни работников профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений не соответствует современным реалиям.

О болевых точках их социального статуса эмоционально говорила председатель Ставропольской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Л. Манаева:

- Во всем мире существует тесная связь между уровнем образования и доходами, а в России – нет. Усиливается разрыв и дифференциация финансового обеспечения работников вузов в регионах, различия в их социально-культурном статусе. Отсюда, несмотря на существенное финансирование отрасли, наблюдается неудовлетворенность своим положением всех – и работников, и работодателей.

И оно, по словам профсоюзного лидера, усугубляется разглагольствованиями о рейтингах-антирейтингах, эффективности или неэффективности вузов, из которых семь десятков только педагогических по всей стране, нередко вопреки здравому смыслу, были признаны неэффективными. Из массового сознания выбраковывается образ гуманного преподавателя, а над зарплатой профессора сегодня заплачет и дворник. Но ведь только социально защищенный преподаватель может воспитать хорошего специалиста, которым может стать только социально защищенный студент. Именно поэтому, считает Л. Манаева, сегодня главная задача для профсоюза и высшей школы – достижение достойного уровня жизни ее работников.

И в этом с ней были солидарны все выступающие на пленарном заседании. Так, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе Пятигорского государственного лингвистического университета по социально-экономической политике и безопасности А. Колядин на глубокой научной основе проанализировал социально-экономические факторы качества жизни профессорско-преподавательского состава. О влиянии на его работников внутривузовских факторов говорил доктор медицинских наук, профессор, проректор Северо-Осетинского государственного педагогического института, руководитель Центра здоровьесберегающих технологий и безопасности в образовательной среде О. Бериев. Председатель профкома сотрудников Уральского федерального университета В. Давыдов акцентировал внимание на роли профсоюзных организаций в повышении уровня жизни преподавателей. А зав. отделом профессионального образования и научных учреждений Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки Л. Полубятко рассказала о том, как идет модернизация форм и методов работы профсоюза по защите трудовых прав работников учреждений профессионального образования.

А потом на смену теоретическим изысканиям пришла практическая работа, которой участники конференции занялись на заседании круглого стола на тему: «Пути повышения качества жизни субъектов педагогического сообщества высшей школы». Так, руководитель психолого-лечебно-оздоровительного Центра «Здоровье и успех» ПГЛУ С. Ганжа анализировала конкретные результаты работы по изучению психосоматических аспектов качества жизни педагогов. Проректор Карачаево-Черкесского государственного университета Ю. Джаубаев говорил о развитии личности работников профессорско-преподавательского состава как неотъемлемом условии качества образовательных услуг, зав. кафедрой общей психологии и политологии Северо-Кавказского федерального университета М. Шульга – о проблемах их социального самочувствия. А председатель профкома Кабардино-Балкарского государственного университета И. Кобозев поделился опытом социально-экономической поддержки работников своего вуза.

Атмосферу общей заинтересованности и мозгового штурма удачно дополняли и разносторонние мастер-классы, например, «Технологии экстренного психологического самообеспечения стрессоустойчивости в ситуациях повышенного психоэмоционального напряжения», «Психологические условия моделирования ситуаций конструктивного взаимодействия в профессиональном общении руководителя», «Жизнь по расписанию, или Как научиться работать и отдыхать», «Социальная реклама как отражение качества жизни профсоюза», действительно мастерски проведенные учеными Пятигорского государственного лингвистического университета.

По итогам конференции была принята резолюция, в которой нашли отражение прозвучавшие мнения и предложения ее участников. В частности, было решено обратиться к Президенту и Правительству РФ о необходимости признания в качестве приоритетных направлений социальной политики рост оплаты труда и повышение общественного статуса педагогических работников. Также необходимо минимизировать межрегиональную дифференциацию в доходах и условиях труда профессорско-преподавательского состава государственных вузов, обеспечив переход от показателей текущей средней по экономике региона заработной платы к единой общегосударственной системе оплаты труда вузовских работников, разработать на основе изучения критериев качества их жизни и определяющих его факторов соответствующую стратегическую программу. Кроме того, в адрес Государственной Думы РФ направлено обращение о необходимости корректировки федерального законодательства в русле увеличения заработной платы научно-педагогических работников высшей школы. Руководителям учреждений высшего профессионального образования предложено способствовать укреплению их социальной базы, обеспечению педагогов доступными формами отдыха и оздоровления, не допускать формализации коллективных договоров, считать неотьемлемыми компонентами совместной деятельности ректоратов и профкомов вузов мероприятия по решению проблем занятости, переподготовки и повышения квалификации педработников как элемента улучшения их качества жизни.

А отраслевому профсоюзу и его региональным организациям поручено расширить изучение соответствующего опыта социального партнерства с целью его закрепления в региональных отраслевых соглашениях; усилить межотраслевое взаимодействие в вопросах изучения факторов, влияющих на повышение качества жизни субъектов педагогического сообщества высшей школы; совместно с Советами ректоров вузов выработать согласованную позицию по сохранению конструктивного социального партнерства в условиях модернизации высшей школы.

Возврат к списку