Официально | Федерация профсоюзов Ставропольского края

Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

Социально-трудовые отношения | Постановления президиума ФПСК

04.03.2019

Постановление Президиума Федерации профсоюзов Ставропольского края от 04.03.2019 № 28-2 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2018 года и задачах на предстоящий период»

По состоянию на 1 января 2019 года в системе социального партнерства края действуют краевое трехстороннее соглашение; 18 краевых отраслевых соглашений; 27 территориальных трехсторонних соглашений; 70 отраслевых территориальных соглашений.

На краевом уровне действуют 12 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с краевыми и федеральными структурами по отдельным направлениям деятельности.

По сведениям членских организаций в 2018 году действие 2 814 коллективных договоров распространялось на 254,7 тыс. работников, в том числе, на 211,0 тыс. членов  профсоюзов (приложение №1). Количество организаций, в которых работников представляют иные представители (не профсоюзы) продолжает стабильно расти.

По сведениям Росстата реализация документов социального партнёрства в определённой степени способствовала позитивной динамике относительно 2017 года ряда экономических показателей: росту номинальной (108,8%) и реальной (105,6%) заработной платы, снижению уровня безработицы (4,8% по МОТ), выполнению Указов Президента РФ 2012 года в части достижения целевых показателей заработной платы отдельных категорий работников.

Позиция ФПСК в Ставропольской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений позволила добиться выделения дополнительных средств в краевом бюджете на выплату повышающих коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях, без включения этих коэффициентов в состав МРОТ, индексации мер социальной поддержки работникам учреждений социальной сферы и др. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 определила экономическую специализацию Ставропольского края, что способствовало притоку инвестиций в экономику края и созданию новых рабочих мест.

В то же время, не достигнуты ориентиры по снижению доли бедного населения до 11,2%, росту реальных доходов населения, определённые краевым трёхсторонним соглашением: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2018 году по оценкам составила 11,8%, реальные денежные доходы населения снизились на 3,6%.

Главным событием коллективно-договорной кампании 2018 года стало заключение Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом «Федерация профсоюзов Ставропольского края» и Региональным объединением работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2019-201 годы (далее – краевое Соглашение).

На ход коллективных переговоров значительно повлияли изменения в экономической, политической и социальной сферах, смена поколений руководителей. В 2018 году произошли кардинальные изменения действующего законодательства, продолжались процессы реорганизации, смены форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

В сложившихся условиях значительно повышается роль коллективных договоров и соглашений, как наиболее эффективного, а в ряде случаев, единственного способа защиты интересов работников. Новые условия требуют повышения качества ведения коллективных переговоров, нестандартных подходов, повышения уровня профессионализма и компетенции представителей работников.

Практика показывает, что добиться максимального выполнения требований профсоюзов возможно только солидарными действиями, совместными усилиями всех членских организаций и координационных советов.

Только благодаря жёсткой позиции ФПСК, основанной на безусловном выполнении норм действующего законодательства, в краевом Соглашении удалось предусмотреть ряд мер, направленных на достижение целей, определённых указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204, реализацию программы ФНПР «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны». В Соглашении установлены ориентиры по снижению доли населения края, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума; поэтапному повышению минимальной заработной платы (до величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета); сроки и минимальный размер индексации заработной платы и др.

В то же время, ряд членских организаций при отсутствии краевых отраслевых соглашений не используют возможности установления отраслевых ориентиров по отдельным направлениям в краевом Соглашении, которое действует прямо на 134,1 тыс. хозяйствующих субъекта.

Продолжается практика формирования краевых отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений только на период разработки и заключения соглашений (за исключением краевой комиссии в отрасли образования и науки).

В отчётном периоде по инициативе представительств ФПСК заключено 16 территориальных трёхсторонних соглашений, сохраняющих преемственность с краевым Соглашением и учитывающих особенности социально-экономического развития территорий.

Заслуживает внимания опыт краевых организаций профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения, жизнеобеспечения по организации правовой экспертизы проектов коллективных договоров, формирования их электронной базы, мониторингу уровня оплаты труда.

В то же время, большинство членских организаций не владеют информацией об уровне заработной платы в организациях, где действуют первичные профсоюзные организации, а также об уровне заработной платы в целом по отрасли, в разрезе территорий и категорий работников, т.е. сведениями, которые являются главными аргументами мотивации профсоюзного членства, что существенно снижает качество ведения коллективных переговоров.

Изменения действующего законодательства, формат современного переговорного процесса требуют от профсоюзов усиления информационно-разъяснительной работы, контроля за соблюдением трудовых прав работников, регулярного мониторинга уровня оплаты труда различных категорий работников, а также активного участия в совершенствовании отраслевых систем оплаты труда, мероприятиях по снижению неформальной занятости.

Президиум Территориального союза «Федерация профсоюзов Ставропольского края» ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.Утвердить отчёт ФПСК об итогах коллективно-договорной кампании в территориальном объединении профсоюзов за 2018 год (приложение №1).

2.Информацию об итогах коллективно-договорной кампании в профсоюзных организациях ФПСК за 2018 год принять к сведению (приложение №2).

3.Предложить Совету ФПСК рассмотреть в первом полугодии 2019 года вопрос «О действиях профсоюзов по реализации Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом «Федерация профсоюзов Ставропольского края» и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2019 - 2021 годы».

4.Руководству ФПСК:

4.1.В целях повышения эффективности социального диалога, статуса органов социального партнёрства (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях) направить в ФНПР, а также через субъекты законодательной инициативы в федеральные органы государственной власти предложения по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся обязательности выполнения решений, принимаемых органами социального партнёрства по вопросам сферы регулирования Трудового кодекса Российской Федерации.

4.2.Инициировать принятие краевого закона о порядке ежегодной индексации социальных выплат, установленных законами Ставропольского края (по аналогии с федеральным законодательством).

5.Предложить членским организациям ФПСК, представительствам ФПСК в муниципальных образованиях:

5.1. С целью повышения качества коллективных переговоров, мотивации профсоюзного членства, обеспечения обоснованной дифференциации оплаты труда продолжить мониторинг уровня оплаты труда, активизировать участие в совершенствовании систем оплаты труда.

6.Рекомендовать членским организациям ФПСК:

6.1.При заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров добиваться установления в них размера минимальной тарифной ставки (ставки заработной платы), минимального оклада (должностного оклада) не ниже величины МРОТ; порядка и сроков индексации заработной платы;

6.2.Инициировать регулярное проведение заседаний краевых отраслевых комиссий;

6.3.В целях усиления влияния коллективных договоров на уровень защиты прав работников создавать и актуализировать электронные базы данных, содержащие перечни и тексты коллективных договоров; обеспечивать организационно-методическое и правовое сопровождение коллективно-договорного регулирования на локальном уровне.

7.Представителям ФПСК в муниципальных образованиях с участием отраслевых профсоюзов:

7.1.Обеспечить регулярное обсуждение вопросов, затрагивающих права и интересы членов профсоюзов на заседаниях координационных советов организаций профсоюзов;

7.2.В срок до 01 сентября текущего года подготовить предложения в проекты территориальных трёхсторонних соглашений на предстоящий период (Андроповский, Красногвардейский, Новоселицкий, Труновский, Туркменский муниципальные районы, Благодарненский, Будённовский Георгиевский, Минераловодский, Советский городские округа, г. Лермонтов).

8.Пресс-центру ФПСК обеспечить регулярное информирование жителей Ставропольского края о деятельности органов социального партнёрства, ходе реализации документов социального партнёрства.

 

 

 

Председатель ФПСК                                                                                  Т.И.Чечина


Возврат к списку