Официально | Федерация профсоюзов Ставропольского края

Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

Социально-трудовые отношения | Постановления президиума ФПСК

15.03.2017

Постановление Президиума Федерации профсоюзов Ставропольского края от 15.03.2017 № 11-6 «Об итогах коллективно-договорной кампании ФПСКв 2016 году и задачах на предстоящий период»

Президиум Федерации профсоюзов Ставропольского края отмечает, что коллективно-договорная кампания проходила на фоне продолжающегося в течение последних двух лет ухудшения ряда социально-экономических показателей: снизилась реальная заработная плата (более, чем на 10%), реальные денежные доходы населения (на 16,0%); возросла доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (с 11,6% в 2014 году до 14,7% – в 2016 году). Рост цен на товары и услуги составил более 20%; оборот розничной торговли снизился более, чем на 25%.

В этих условиях объективно возрастает роль документов социального партнерства, качества переговорного процесса, что предполагает объединение усилий профсоюзов по защите социально-трудовых прав работников.

В то же время, материалы, представленные членскими организациями ФПСК, не содержат конкретной информации, касающейся влияния отраслевых соглашений, коллективных договоров, решений, принимаемых в рамках отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, на уровень социально-трудовых гарантий работников. Данная ситуация в определённой степени снижает возможность выработки консолидированной позиции профсоюзов в решении проблем в сфере труда, в том числе в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений1.

По состоянию на 1 января 2016 года в системе социального партнёрства края действовали: 1 краевое трёхстороннее соглашение; 28 отраслевых краевых соглашений; 26 территориальных трехсторонних соглашений; 82 отраслевых территориальных соглашений; 3091 коллективных договоров. Действие коллективных договоров распространялось на 258273 работников, в том числе на 218279 членов профсоюзов (Приложение 1).

1. Информационные записки о коллективно-договорной кампании 2016 не представили краевые организации профсоюзов работников «Почты России», Общественной организации Профсоюза работников связи РФ, радиоэлектронной промышленности, госучреждений и общественного обслуживания РФ, судостроения.

Первый год реализации Соглашения между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы (далее – краевое Соглашение) способствовал росту по отношению к 2015 году индекса промышленного производства на 8,0%, объёма производства продукции сельского хозяйства - на 10,3%, номинальной среднемесячной заработной платы – на 6,7%. Наличие пункта 2.21 Соглашения, обязывающего работодателей выплачивать заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае, позволило органам надзора и контроля доначислить заработную плату 1700 работникам на сумму около 3,7 млн. руб.

Позиция профсоюзов краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – краевая Комиссия) способствовала при формировании бюджета СК на 2017 год индексации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, сохранению повышающих коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам социальной сферы, достижению контрольных показателей «дорожных карт» повышения эффективности учреждений социальной сферы, росту объёма финансирования по отдельным направлениям государственных программ.

В то же время, в отсутствие нормативного регулирования Трудовым кодексом РФ, остаются нерешенными вопросы повышения статуса органов социального партнёрства, обязательности выполнения сторонами принятых решений. Недостаточно используются возможности, предоставленные краевым законом от 04.02.2016 N 5-кз "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Ставропольского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края".

Анализ уровня регулирования социально-трудовых огтношений в организациях производственной сферы показал, что зачастую работодатели умышленно не выполняют обязательства краевых отраслевых соглашений (отрасли АПК, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, жизнеобеспечения). В отраслях непроизводственной сферы остаются нерешёнными проблемы распространения региональных отраслевых соглашений на организации, подведомственные органам местного самоуправления.

Практика участия членов краевой Комиссии в заседаниях территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений способствовала повышению эффективности их деятельности, сохранению преемственности решений, принимаемых на краевом уровне.

По инициативе профсоюзов в 2016 году заключено 10 территориальных трёхсторонних соглашений (Андроповский, Благодарненский, Буденновский, Изобильненский, Новоселицкий, Туркменский, Советский муниципальные районы, Минераловодский городской округ, г.г. Георгиевск, Лермонтов). В то же время, в ряде территорий отмечается недопонимание значения деятельности органов соцпартнёрства, формальный, поверхностный подход к решению рассматриваемых вопросов.

Следует также отметить, что на отраслевом и территориальном уровнях не в полной мере реализуется статья 35.1 Трудового кодекса РФ, статьи 7 краевого закона «О некоторых вопросах социального партнёрства в сфере труда» в части согласования проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, что также существенно снижает влияние профсоюзов на принимаемые решения и эффективность защиты социально-трудовых прав работников.

Анализ коллективных договоров, представленных на краевой конкурс «Эффективный коллективный договор – основа согласования сторон социального партнёрства», по-прежнему показал, что нарушается процедура заключения коллективных договоров; их обязательства перегружены нормами трудового законодательства, носят шаблонный характер. Большинство коллективных договоров не содержат минимальных социально-трудовых гарантий, не конкретизируют условия труда работников. Кроме того, отсутствуют объективные показатели выполнения коллективных договоров, что затрудняет контроль за результатами их выполнения.

Следует отметить, что указанные проблемы в большинстве случаев являются следствием формального и пассивного отношения ряда членских организаций, молодежных советов (отраслевых, территориальных) к переговорам по разработке документов социального партнёрства; недостаточного информационного сопровождения деятельности профсоюзов на территориальном и отраслевом уровнях; слабой исполнительской дисциплины и корпоративной солидарности.

В целях повышения эффективности договорного регулирования трудовых отношений, защиты социально-трудовых прав работников Президиум Федерации профсоюзов Ставропольского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отчёт ФПСК об итогах коллективно-договорной кампании в территориальном объединении профсоюзов за 2016 год (Приложение 1).

2. Согласиться с выводами и предложениями, представленными в пояснительной записке об итогах коллективно-договорной кампании ФПСК в 2016 году (Приложение 2).

3. Принять меры по выполнению Плана мероприятий ФПСК по реализации обязательств Соглашения между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы.

4. Представителям ФПСК в Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений инициировать внесение дополнений в действующую краевую нормативную правовую базу в части повышения статуса краевой и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Членским организациям, представительствам ФПСК в муниципальных образованиях, отделу-социально-трудовых отношений ФПСК:

5.1. Осуществлять контроль соблюдения процедуры проведения коллективных переговоров по разработке и заключению территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений.

5.2. Обеспечить регулярное освещение в СМИ деятельности органов социального партнёрства, в том числе, посредством Интернет-ресурсов.

6. Рекомендовать членским организациям:

6.1. Обратить особое внимание на порядок распространения краевых отраслевых соглашений на организации, подведомственные органам местного самоуправления.

6.2.В целях повышения качества заключаемых коллективных договоров, эффективности переговорного процесса на локальном уровне:

способствовать привлечению наибольшего количества организаций к участию в конкурсах всех уровней на лучшую постановку коллективно-договорной работы;

инициировать включение в коллективные договоры положений, касающихся внедрения и применения в организациях профессиональных стандартов, независимой оценки квалификации работников.

7. Представительствам ФПСК в муниципальных образованиях:

7.1. Инициировать рассмотрение на заседаниях территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросов об эффективности деятельности органов социального партнёрства, процедуры реализации статьи 35.1 Трудового кодекса РФ, статьи 7 краевого закона «О некоторых вопросах социального партнёрства в сфере труда».

7.2.Использовать Дни охраны труда в муниципальных образованиях для разъяснения позиции профсоюзов, в том числе об их преимущественном праве вести переговоры по заключению коллективных договоров.

8. Отделу социально-трудовых отношений ФПСК совместно с министерством труда и социальной защиты СК разработать в срок до 01.07.2017 Примерное положение о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Молодежному Совету ФПСК в целях защиты прав работающей молодёжи активизировать участие в деятельности органов социального партнёрства всех уровней по формированию соответствующих документов в части, касающейся защиты социально-трудовых прав работающей молодёжи.

10. ЧОУ ДПО «Учебно-методический центр ФПСК» совместно с отделом социально-трудовых отношений ФПСК разработать обучающую программу для профактива, участвующего в ведении переговоров по разработке и заключению документов социального партнёрства в условиях меняющегося законодательства.


Заместитель председателя ФПСК Т.И.Чечина


Возврат к списку