Получая доступ к сайту пользователь считается присоединившимся к Пользовательскому соглашению

Санаторно-курортный комплекс прфосоюзов

Мероприятия

Здоровье детей – наша общая задача
22.02.2013

Здоровье детей – наша общая задача

В начале года прекратили деятельность по оздоровлению детей три санаторно-курортных учреждения профсоюзов – «Сосновая Роща» (г. Кисловодск, «Березы» (г. Ессентуки)  и детский корпус санатория «Ленинские Скалы» (г. Пятигорск). Неравнодушие к этому событию проявили депутаты Думы Ставропольс¬кого края, которые приняли обращение к Правительству Российской Федерации о необходимости принятия неотложных мер, направленных на предотвращение закрытия детских санаториев, подведомственных Федерации независимых профсоюзов России, расположенных в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод.

Несмотря на подчеркнутое внимание к санаториям именно профсоюзной подчиненности, вопрос это непростой и более глубокий, чем может показаться на первый взгляд. Скорее даже не вопрос, а давно назревшая проблема. Причем федерального масштаба, решать которую нужно незамедлительно, не отвлекаясь на популистские стремления перераспреде-лить профсоюзную собственность.

Депутат Думы Ставропольского края, генеральный директор ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск» Николай Мурашко предложил коллегам по краевому парламенту объективно разобраться в этой проблеме и объединить усилия для выработки и принятия на государственном уровне конкретных мер поддержки санаториев, реализующих эту важнейшую  для страны задачу.

Согласно данным, приведенным в проекте Концепции программы развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации, разработанной Минздравом России, количество детских санаториев в  стране за несколько последних лет сократилось с 450 до 368.

В отчете Счетной палаты РФ о проверке использования средств федерального бюджета, выделенных в 2010-2011 годах на оказание государственной социальной помощи отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, приводятся следующие факты. В 2011 году право на государственную помощь в виде набора социальных услуг имели 5 224,7 тыс. человек. А фактически выдано всего 209, 3 тыс. путевок (с учетом сопровождающих лиц), то есть 44,3% от общего числа обратившихся граждан. У санаторно-курортных учреждений фактически было приобретено на 12,1% меньше путевок, чем в 2010 году. В целом по  РФ в 2011 году по сравнению с 2005 годом финансирование расходов по санаторно-курортному лечению уменьшилось в 1,5 раза. При этом проверяющие указывают, что «используемые Минздравсоцразвития России нормативы при определении объема средств, выделяемого на государственную социальную поддержку граждан в части санаторно-курортного лечения, заведомо предопределяют дефицит средств федерального бюджета и не позволяют обеспечить всех нуждающихся, в том числе граждан, подавших заявления в предшествующие годы, но не обеспеченных санаторно-курортным лечением».

На начало 2012 года, по данным Счетной палаты, из-за недостатка выделяемых средств федерального бюджета  свыше 288 тыс. человек оставались необеспеченными государственной социальной помощью. Из них – 243, 8 тыс. инвалидов, 22,6 тыс.  детей-инвалидов, 5,8  тыс. инвалидов войны, 3,4 тыс. ветеранов боевых действий, 4,4 тыс. пострадавших от радиационных воздействий, 3,4 тыс. человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

И еще один нюанс. В отчете отмечено, что «стоимость путевки на санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов и других категорий граждан по льготам установлена в 2010 г. (на 21 день) в сумме 16720,8 рубля, в 2011 году (на 18 дней) — в сумме 16041,1 рубля». Получается, что сокращается не только количество приобретаемых льготных путевок, но и сроки лечения по путевкам.

На этом фоне становится более чем понятным, почему государство сокращает сроки пребывания по льготным путевкам и занижает устанавливаемые им же цены. Особенно, если знать систему размещения госзаказа на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ,  основной критерий которой – минимальная цена контракта. Ведь ни для кого не секрет, что на практике такая система «регулирования» вкупе с отсутствием в законе какой-либо методики ценообразования приводит к необъективному, без учета всех реально необходимых затрат для оказания полноценного санаторно-курортного лечения, формированию начальной цены контракта. Не говоря уже о том, что в результате торгов она может понизиться до величины, противоречащей здравому смыслу, за скобками которого - недополученные санаторно-курортными организациями  средства на проведение капитального ремонта, обновление лечебно-диагностической базы, т.е.  на все то, что принято называть конкурентоспособностью их услуг.

Одновременно государство предъявляет все более жесткие требования к деятельности санаторной системы и вводит усиленный надзорный контроль.

- Нормативная площадь на одного ребенка в спальне увеличилась с 4 квадратных метров до 6. – рассказывает директор-главный врач СКУ «Санаторий «Сосновая роща» (г. Кисловодск) Марина Михаэлис. - А это значит, что если раньше мы могли принимать в санатории до 300 детей в смену, то сейчас максимально можем принять до 200 человек. А по факту получается еще меньше, поскольку конкурсы по госконтрактам начинаются поздно. И хотя мы готовы работать на полную мощность круглогодично, первый квартал, как правило, санаторий простаивает.

Ежегодно немалые средства направляются на выполнение растущих требований государственных надзорных органов за технической и пожарной безопасностью зданий и сооружений.

- Санитарные нормы, а также положения конкурсной документации фактически требуют полной реконструкции санатория, который является к тому же еще памятником архитектуры местного значения, - продолжает свой рассказ директор детской здравницы. – Но где взять на это порядка 200 млн. руб.?! 

Вот и получается, что государство, с одной стороны многого требует, а с другой стороны, экономит на цене социальной путевки. А в итоге  проблемы недофинансирования, накапливаясь из года в год, как снежный ком, неизбежно приводят к невозможности продолжения деятельности и закрытию санаториев.

Но и в таких условиях профсоюзы всегда были и остаются историческим партнером государства в деле оздоровления граждан страны и развития массового лечебного туризма. Даже если не брать во внимание советские времена,  только в течение последних 10 лет ежегодно именно в профсоюзных санаториях проходят санаторно-курортное лечение по государственным социальным программам около 60 тыс. человек, в том числе более 20 тыс. детей. Это обеспечивается благодаря перекрестному субсидированию данного вида деятельности внутри санаторно-курортной системы профсоюзов. По сути, профсоюзные здравницы дотируют из своей прибыли выполнение государственных социальных программ.

И, несмотря на закрытие с 1 января 2013 года трех объектов размещения детей, санаторно-курортная система ФНПР на КМВ не собирается сворачивать детское оздоровление. Более того, она располагает достаточной производственной мощностью, чтобы принять всех детей, которые отдыхали в прошлом году в санаториях «Березы», «Сосновая Роща», «Ленинские Скалы» в другие здравницы профсоюзов. На сегодняшний день санаторным лечением детей в системе СКК профсоюзов продолжают заниматься СКУ «Санаторий «Пикет» «Санаторий «Москва», «Санаторий им. С.М. Кирова» (г. Кисловодск), ЛПУ «Санаторий им. Анджиевского» (г. Ессентуки).

- Коллектив нашего санатория, работающий с детьми, - это беззаветно преданные своему делу люди, – рассказывает директор – главный врач ЛПУ «Санаторий им. Анджиевского» Герман Шаклеин. – Они не смотрят на часы, а заканчивают трудиться только тогда, когда дети ложатся спать.

- У нас проходят лечение дети из малообеспеченных и малоимущих семей, воспитанники детских домов и домов ребенка, специализированных интернатов, – продолжает тему  директор-главный врач СКУ «Санаторий «Пикет» Нина Сычева. – И мы стараемся отдать им всю нашу материнскую заботу и тепло, которых им так не хватает.

Поэтому приведем здесь один из наиболее типичных отзывов родителей о качестве оздоровления их детей в этих санаториях: «Спасибо всем воспитателям за хорошую организацию, любовь к детям, профессионализм. Жаль, что этих людей не хватит на всех детишек на земле».

И все-таки вернемся к экономике, которая диктует свои законы, в том числе, как это ни печально, в самом святом для каждого вопросе - в сфере  здоровья наших детей. И сегодня даже неспециалисту понятно, что в условиях установленной государством же рыночной модели оказания санаторно-курортных услуг льготных категориям граждан и детям, когда цена услуги ниже ее себестоимости, никто долго не протянет.  Поэтому эта наболевшая проблема требует  скорейшего принятия решений на федеральном уровне.

 - На наш взгляд, государственный подход – это создание для всех санаторно-курортных организаций, которые работают в сфере реализации государственных социальных программ, и в том числе осуществляют детское оздоровление, равных условий хозяйствования и адекватной конкурентной среды, - резюмирует генеральный директор ООО «Курортное» управление (холдинг) г. Кисловодск», депутат Думы Ставропольского края Николай Мурашко. – А сегодня реалии таковы, что профсоюзные здравницы, как и другие санатории негосударственной формы собственности, не могут конкурировать с государственными, деятельность которых дотируется из бюджетов различного уровня.

Для обеспечения равных условий хозяйствования на федеральном уровне, по мнению Николая Мурашко, существует два возможных варианта. Либо обеспечить государственную поддержку всех санаторно-курортных организаций путем субсидирования капитальных вложений на приобретение медицинского оборудования, расширение лечебно-диагностической базы, проведение капитального ремонта и реконструкции основных фондов. Либо не финансировать никого, независимо от формы собственности, при этом обеспечить цену льготной путевки на уровне, достаточном для покрытия всех расходов – как текущих, так и капитальных.

Наиболее эффективный механизм решения данной задачи предполагает не прямое бюджетное дотирование, а обеспечение государством работы рыночных механизмов, включая равную и справедливую конкуренцию, которая будет стимулировать развитие рынка оказания санаторно-курортных услуг, включая деятельность малого и среднего бизнеса.

При этом государство должно обеспечить достаточный объем финансирования госзаказа на оказание санаторно-курортной помощи определенным категориям граждан на условиях рыночной цены «льготной» путевки, а также создать условия, стимулирующие граждан и предприятия самостоятельно оплачивать санаторно-курортное лечение.

Конкретные предложения по мерам государственной поддержки санаторно-курортной отрасли внесены профсоюзной стороной на рассмотрение Думы Ставропольского края. И эти 4 законодательные инициативы, как отмечает депутат, не касаются только СКК профсоюзов,  а направлены на создание стимулов интенсивного развития санаторно-курортных организаций всех организационно-правовых форм.

- Во-первых, мы предложили проект закона, который позволит субсидировать из регионального бюджета процентную ставку по кредитам на проведение ремонта, реконструкции и модернизации базы тем санаторно-курортным организациям, которые занимаются оздоровлением детей и взрослых по государственным социальным программам, - рассказывает Николай Мурашко. - Это позволит удешевить коммерческие кредиты и, по нашему мнению, будет стимулировать развитие объектов, используемых для оказания услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей, подростков и льготных категорий взрослых граждан.

Во-вторых, профсоюзами предложены три законодательные инициативы на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Это: 1) нулевая ставка налога на прибыль для деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, 2) предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий, которые за счет своих средств приобретают санаторно-курортные путевки для сотрудников; 3) предоставление налоговых льгот физическим лицам, которые самостоятельно приобретают путевки.

- Эти меры позволят, с одной стороны, создать дополнительные источники финансовых средств для санаторно-курортных организаций, которые могут быть направлены на модернизацию и развитие объектов, - подчеркивает  Николай Мурашко. - С другой стороны, принятие этих мер приведет к существенному удешевлению стоимости санаторно-курортного лечения для конечного потребителя и как следствие, повышению его доступности. А это позволит решить задачу полной загрузки курорта без привлечения прямых бюджетных инвестиций на строительство новых объектов и расширение инфраструктуры.

Поэтому, понимая всю меру своей социальной ответственности, санаторно-курортные учреждения профсоюзов на КМВ, составляющие треть от общей коечной емкости здравниц курорта, очень надеются на помощь депутатов Думы Ставропольского края, на понимание и содействие Губернатора и Правительства Ставропольского края, федеральных властей. Ведь здоровье маленьких россиян закладывается у нас, на Кавказских Минеральных Водах, и дать стране здоровые поколения  – наша общая задача.



Возврат к списку