Новости
День охраны труда в Железноводске
На Дне охраны труда в Железноводске обсуждались итоги работы по улучшению условий и охраны труда в организациях города-курорта в 2012 году и ставились задачи на 2013 год. В мероприятии приняли участие зам. главы администрации Железноводска Ю. Брусенцов, зам. начальника Управления труда и социальной защиты населения Е. Пацукова, государственный инспектор труда Л. Уляшев, технический инспектор труда межмуниципального представительства Федерации профсоюзов Ставропольского края на КМВ В. Дьяконов.Три уровня сумрака
Статья председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А. Исаева, председателя Всероссийской политической партии «Союз Труда» А. Шершукова.Санаторно-курортный комплекс прфосоюзов
Мероприятия
Здоровье детей – наша общая задача
В начале года прекратили деятельность по оздоровлению детей три санаторно-курортных учреждения профсоюзов – «Сосновая Роща» (г. Кисловодск, «Березы» (г. Ессентуки) и детский корпус санатория «Ленинские Скалы» (г. Пятигорск). Неравнодушие к этому событию проявили депутаты Думы Ставропольс¬кого края, которые приняли обращение к Правительству Российской Федерации о необходимости принятия неотложных мер, направленных на предотвращение закрытия детских санаториев, подведомственных Федерации независимых профсоюзов России, расположенных в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод.
Несмотря на подчеркнутое внимание к санаториям именно профсоюзной подчиненности, вопрос это непростой и более глубокий, чем может показаться на первый взгляд. Скорее даже не вопрос, а давно назревшая проблема. Причем федерального масштаба, решать которую нужно незамедлительно, не отвлекаясь на популистские стремления перераспреде-лить профсоюзную собственность.
Депутат Думы Ставропольского края, генеральный директор ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск» Николай Мурашко предложил коллегам по краевому парламенту объективно разобраться в этой проблеме и объединить усилия для выработки и принятия на государственном уровне конкретных мер поддержки санаториев, реализующих эту важнейшую для страны задачу.
Согласно данным, приведенным в проекте Концепции программы развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации, разработанной Минздравом России, количество детских санаториев в стране за несколько последних лет сократилось с 450 до 368.
В отчете Счетной палаты РФ о проверке использования средств федерального бюджета, выделенных в 2010-2011 годах на оказание государственной социальной помощи отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, приводятся следующие факты. В 2011 году право на государственную помощь в виде набора социальных услуг имели 5 224,7 тыс. человек. А фактически выдано всего 209, 3 тыс. путевок (с учетом сопровождающих лиц), то есть 44,3% от общего числа обратившихся граждан. У санаторно-курортных учреждений фактически было приобретено на 12,1% меньше путевок, чем в 2010 году. В целом по РФ в 2011 году по сравнению с 2005 годом финансирование расходов по санаторно-курортному лечению уменьшилось в 1,5 раза. При этом проверяющие указывают, что «используемые Минздравсоцразвития России нормативы при определении объема средств, выделяемого на государственную социальную поддержку граждан в части санаторно-курортного лечения, заведомо предопределяют дефицит средств федерального бюджета и не позволяют обеспечить всех нуждающихся, в том числе граждан, подавших заявления в предшествующие годы, но не обеспеченных санаторно-курортным лечением».
На начало 2012 года, по данным Счетной палаты, из-за недостатка выделяемых средств федерального бюджета свыше 288 тыс. человек оставались необеспеченными государственной социальной помощью. Из них – 243, 8 тыс. инвалидов, 22,6 тыс. детей-инвалидов, 5,8 тыс. инвалидов войны, 3,4 тыс. ветеранов боевых действий, 4,4 тыс. пострадавших от радиационных воздействий, 3,4 тыс. человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
И еще один нюанс. В отчете отмечено, что «стоимость путевки на санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов и других категорий граждан по льготам установлена в 2010 г. (на 21 день) в сумме 16720,8 рубля, в 2011 году (на 18 дней) — в сумме 16041,1 рубля». Получается, что сокращается не только количество приобретаемых льготных путевок, но и сроки лечения по путевкам.
На этом фоне становится более чем понятным, почему государство сокращает сроки пребывания по льготным путевкам и занижает устанавливаемые им же цены. Особенно, если знать систему размещения госзаказа на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ, основной критерий которой – минимальная цена контракта. Ведь ни для кого не секрет, что на практике такая система «регулирования» вкупе с отсутствием в законе какой-либо методики ценообразования приводит к необъективному, без учета всех реально необходимых затрат для оказания полноценного санаторно-курортного лечения, формированию начальной цены контракта. Не говоря уже о том, что в результате торгов она может понизиться до величины, противоречащей здравому смыслу, за скобками которого - недополученные санаторно-курортными организациями средства на проведение капитального ремонта, обновление лечебно-диагностической базы, т.е. на все то, что принято называть конкурентоспособностью их услуг.
Одновременно государство предъявляет все более жесткие требования к деятельности санаторной системы и вводит усиленный надзорный контроль.
- Нормативная площадь на одного ребенка в спальне увеличилась с 4 квадратных метров до 6. – рассказывает директор-главный врач СКУ «Санаторий «Сосновая роща» (г. Кисловодск) Марина Михаэлис. - А это значит, что если раньше мы могли принимать в санатории до 300 детей в смену, то сейчас максимально можем принять до 200 человек. А по факту получается еще меньше, поскольку конкурсы по госконтрактам начинаются поздно. И хотя мы готовы работать на полную мощность круглогодично, первый квартал, как правило, санаторий простаивает.
Ежегодно немалые средства направляются на выполнение растущих требований государственных надзорных органов за технической и пожарной безопасностью зданий и сооружений.
- Санитарные нормы, а также положения конкурсной документации фактически требуют полной реконструкции санатория, который является к тому же еще памятником архитектуры местного значения, - продолжает свой рассказ директор детской здравницы. – Но где взять на это порядка 200 млн. руб.?!
Вот и получается, что государство, с одной стороны многого требует, а с другой стороны, экономит на цене социальной путевки. А в итоге проблемы недофинансирования, накапливаясь из года в год, как снежный ком, неизбежно приводят к невозможности продолжения деятельности и закрытию санаториев.
Но и в таких условиях профсоюзы всегда были и остаются историческим партнером государства в деле оздоровления граждан страны и развития массового лечебного туризма. Даже если не брать во внимание советские времена, только в течение последних 10 лет ежегодно именно в профсоюзных санаториях проходят санаторно-курортное лечение по государственным социальным программам около 60 тыс. человек, в том числе более 20 тыс. детей. Это обеспечивается благодаря перекрестному субсидированию данного вида деятельности внутри санаторно-курортной системы профсоюзов. По сути, профсоюзные здравницы дотируют из своей прибыли выполнение государственных социальных программ.
И, несмотря на закрытие с 1 января 2013 года трех объектов размещения детей, санаторно-курортная система ФНПР на КМВ не собирается сворачивать детское оздоровление. Более того, она располагает достаточной производственной мощностью, чтобы принять всех детей, которые отдыхали в прошлом году в санаториях «Березы», «Сосновая Роща», «Ленинские Скалы» в другие здравницы профсоюзов. На сегодняшний день санаторным лечением детей в системе СКК профсоюзов продолжают заниматься СКУ «Санаторий «Пикет» «Санаторий «Москва», «Санаторий им. С.М. Кирова» (г. Кисловодск), ЛПУ «Санаторий им. Анджиевского» (г. Ессентуки).
- Коллектив нашего санатория, работающий с детьми, - это беззаветно преданные своему делу люди, – рассказывает директор – главный врач ЛПУ «Санаторий им. Анджиевского» Герман Шаклеин. – Они не смотрят на часы, а заканчивают трудиться только тогда, когда дети ложатся спать.
- У нас проходят лечение дети из малообеспеченных и малоимущих семей, воспитанники детских домов и домов ребенка, специализированных интернатов, – продолжает тему директор-главный врач СКУ «Санаторий «Пикет» Нина Сычева. – И мы стараемся отдать им всю нашу материнскую заботу и тепло, которых им так не хватает.
Поэтому приведем здесь один из наиболее типичных отзывов родителей о качестве оздоровления их детей в этих санаториях: «Спасибо всем воспитателям за хорошую организацию, любовь к детям, профессионализм. Жаль, что этих людей не хватит на всех детишек на земле».
И все-таки вернемся к экономике, которая диктует свои законы, в том числе, как это ни печально, в самом святом для каждого вопросе - в сфере здоровья наших детей. И сегодня даже неспециалисту понятно, что в условиях установленной государством же рыночной модели оказания санаторно-курортных услуг льготных категориям граждан и детям, когда цена услуги ниже ее себестоимости, никто долго не протянет. Поэтому эта наболевшая проблема требует скорейшего принятия решений на федеральном уровне.
- На наш взгляд, государственный подход – это создание для всех санаторно-курортных организаций, которые работают в сфере реализации государственных социальных программ, и в том числе осуществляют детское оздоровление, равных условий хозяйствования и адекватной конкурентной среды, - резюмирует генеральный директор ООО «Курортное» управление (холдинг) г. Кисловодск», депутат Думы Ставропольского края Николай Мурашко. – А сегодня реалии таковы, что профсоюзные здравницы, как и другие санатории негосударственной формы собственности, не могут конкурировать с государственными, деятельность которых дотируется из бюджетов различного уровня.
Для обеспечения равных условий хозяйствования на федеральном уровне, по мнению Николая Мурашко, существует два возможных варианта. Либо обеспечить государственную поддержку всех санаторно-курортных организаций путем субсидирования капитальных вложений на приобретение медицинского оборудования, расширение лечебно-диагностической базы, проведение капитального ремонта и реконструкции основных фондов. Либо не финансировать никого, независимо от формы собственности, при этом обеспечить цену льготной путевки на уровне, достаточном для покрытия всех расходов – как текущих, так и капитальных.
Наиболее эффективный механизм решения данной задачи предполагает не прямое бюджетное дотирование, а обеспечение государством работы рыночных механизмов, включая равную и справедливую конкуренцию, которая будет стимулировать развитие рынка оказания санаторно-курортных услуг, включая деятельность малого и среднего бизнеса.
При этом государство должно обеспечить достаточный объем финансирования госзаказа на оказание санаторно-курортной помощи определенным категориям граждан на условиях рыночной цены «льготной» путевки, а также создать условия, стимулирующие граждан и предприятия самостоятельно оплачивать санаторно-курортное лечение.
Конкретные предложения по мерам государственной поддержки санаторно-курортной отрасли внесены профсоюзной стороной на рассмотрение Думы Ставропольского края. И эти 4 законодательные инициативы, как отмечает депутат, не касаются только СКК профсоюзов, а направлены на создание стимулов интенсивного развития санаторно-курортных организаций всех организационно-правовых форм.
- Во-первых, мы предложили проект закона, который позволит субсидировать из регионального бюджета процентную ставку по кредитам на проведение ремонта, реконструкции и модернизации базы тем санаторно-курортным организациям, которые занимаются оздоровлением детей и взрослых по государственным социальным программам, - рассказывает Николай Мурашко. - Это позволит удешевить коммерческие кредиты и, по нашему мнению, будет стимулировать развитие объектов, используемых для оказания услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей, подростков и льготных категорий взрослых граждан.
Во-вторых, профсоюзами предложены три законодательные инициативы на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Это: 1) нулевая ставка налога на прибыль для деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, 2) предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий, которые за счет своих средств приобретают санаторно-курортные путевки для сотрудников; 3) предоставление налоговых льгот физическим лицам, которые самостоятельно приобретают путевки.
- Эти меры позволят, с одной стороны, создать дополнительные источники финансовых средств для санаторно-курортных организаций, которые могут быть направлены на модернизацию и развитие объектов, - подчеркивает Николай Мурашко. - С другой стороны, принятие этих мер приведет к существенному удешевлению стоимости санаторно-курортного лечения для конечного потребителя и как следствие, повышению его доступности. А это позволит решить задачу полной загрузки курорта без привлечения прямых бюджетных инвестиций на строительство новых объектов и расширение инфраструктуры.
Поэтому, понимая всю меру своей социальной ответственности, санаторно-курортные учреждения профсоюзов на КМВ, составляющие треть от общей коечной емкости здравниц курорта, очень надеются на помощь депутатов Думы Ставропольского края, на понимание и содействие Губернатора и Правительства Ставропольского края, федеральных властей. Ведь здоровье маленьких россиян закладывается у нас, на Кавказских Минеральных Водах, и дать стране здоровые поколения – наша общая задача.