Новости
Кооператоры края отметили двойной юбилей
В Ставропольском кооперативном техникуме экономики, коммерции и права отпраздновали 145-летие краевого кооперативного движения и 80-летие Общероссийского профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства.Крепить влияние трудящихся!
Интервью председателя ФНПР М.В.Шмакова газете "Трибуна" 3 - 9 июля 2014 (№10518)Мероприятия
Обсудили первоочередные задачи
Первым вопросом повестки дня участники расширенного заседания обсудили состояние профсоюзного членства на Ставрополье. Согласно статистическим данным, в состав ФПСК входит 21 членская организация, объединяющая свыше 280 тыс. членов профсоюзов. В 2016 году создано 67 новых первичных профсоюзных организаций общей численностью 27,5 тыс. человек.
Вместе с тем, назывались и проблемы, снижающие приток ставропольцев в профсоюзные ряды. Главный вывод по итогам обсуждения – необходимо объединять усилия, повышать результативность проводимой работы по защите социально-трудовых прав работников, привлекать перспективную молодежь, активнее использовать информационный ресурс, более эффективно влиять на региональное законодательство в условиях реструктуризаций и оптимизаций. А зам. председателя ФПСК, депутат Думы края Н. Мурашко акцентировал внимание на возможностях конструктивного сотрудничества с депутатским корпусом в этом направлении.
В формате откровенного разговора проанализировали и результаты коллективно-договорной кампании-2016. Было отмечено, что она проходила на фоне продолжающегося в течение последних двух лет ухудшения ряда социально-экономических показателей. Более чем на 10% снизилась реальная заработная плата, на 16% - реальные денежные доходы населения, почти до 15% выросло число ставропольцев с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Рост цен на товары и услуги составил более 20%.
Тем не менее, уже первый год реализации соглашения между Правительством Ставропольского края, ФПСК и региональным союзом работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы показал рост по отношению к 2015 году индекса промышленного производства на 8,0%, номинальной среднемесячной заработной платы – на 6,7% и др. Благодаря внесенному по инициативе профсоюзов п. 2.21, обязывающему работодателей производственного сектора выплачивать заработную плату своим работникам не ниже прожиточного минимума, органы надзора и контроля смогли доначислить зарплату 1700 работникам на сумму около 3,7 млн. руб.
Позиция профсоюзов краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений способствовала выделению дополнительных бюджетных средств на индексацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности; сохранению повышающих коэффициентов к заработной плате бюджетников за работу в пустынных и безводных местностях; достижению контрольных показателей «дорожных карт» по повышению зарплат работников учреждений социальной сферы в рамках реализации майских Указов Президента РФ и др.
Участники заседания были единодушны в том, что в непростых современных условиях альтернативы документам социального партнерства нет, и их роль и в регулировании трудовых отношений, защите прав работников только возрастает. Однако остаются нерешенными и требуют законодательного закрепления вопросы повышения статуса органов социального партнёрства, обязательности выполнения сторонами принятых решений. В увязке с ними следуют проблемы заключения и выполнения краевых отраслевых соглашений. В ряде территорий до сих пор бытует недопонимание значения деятельности органов соцпартнёрства и территориальных трехсторонних соглашений. На отраслевом и территориальном уровнях не в полной мере реализуется статья 35.1 Трудового кодекса РФ, статья 7 краевого Закона «О некоторых вопросах социального партнёрства в сфере труда» в части согласования проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития. Оставляет желать лучшего и ситуация с заключением и выполнением коллективных договоров, которые нередко носят формальный характер, не содержат минимальных социально-трудовых гарантий, не конкретизируют условия труда работников.
Поэтому в принятом Президиумом ФПСК постановлении зафиксирован конкретный алгоритм действий по повышению эффективности договорного регулирования трудовых отношений и защиты социально-трудовых прав работающих ставропольцев, предусматривающий участие всех заинтересованных профструктур края, включая молодежные, информационные, обучающие.
Не менее активно обсуждались и итоги работы технической инспекции труда ФПСК в 2016 году. В ее активе – почти 340 проверок соблюдения трудоохранного законодательства в организациях, совместные мероприятия с органами надзора и контроля, около 200 разрешенных в пользу работников обращений, 163 независимые экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, обучающие семинары в рамках Учебно-методического центра ФПСК и др. Весомый вклад в эту работу вносят технические инспекторы членских организаций и представительств ФПСК в муниципальных образованиях, уполномоченные по охране труда при профкомах.
Вместе с тем, как звучало, нарушений в сфере охраны труда меньше не становится. К имеющемуся «букету» добавилисьнарушения в сфере проведения специальной оценки условий труда и предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (в 2016 году около 800 нарушений).
Поэтому в условиях реформирования трудоохранного законодательстваи внедрения новых стандартов безопасности труда особо подчеркивалась необходимость активизации участия профсоюзов в системе управления охраной труда, усиления профсоюзного влияния на принимаемые локальные акты в части закрепления социальных гарантий работников, повышения уровня знаний профактива.
Кроме того, на первом заседании Президиума ФПСК в этом году, объявленном ФНПР Годом профсоюзной информации, значительное внимание было уделено состоянию информационной работы профсоюзных организаций края и мерам по ее улучшению. Несмотря на имеющиеся положительные результаты, отмечен ряд системных проблем, в числе которых: недостаточное информационное взаимодействие профсоюзных структур; дефицит информации, побуждающей к вступлению в профсоюз; отсутствие системы убеждения и пропаганды и др. В результате была выработана стратегия создания современной модели информационно-пропагандистской работы профсоюзов на Ставрополье, утвержден план мероприятий Года профсоюзной информации.
Также было принято решение о созыве очередного заседания Совета ФПСК.
Красной нитью через все заседание прошла мысль о необходимости объединять усилия профструктур края по всем направлениям профсоюзной работы, чтобы ФПСК и впредь была самодостаточной и отвечающей визовом времени влиятельной общественной силой.