Новости
ТОП ключевых решений Конституционного суда РФ по трудовому праву в 2023 году
О компенсации за задержку зарплатыПостановление КС РФ от 11.04.2023 №16-П
О чем: ст. 236 ТК РФ признана неконституционной.
Проценты за задержку зарплаты подлежат взысканию с работодателя, в том числе, если суммы работнику не начислялись, а судом было признано право работника на них. Проценты начисляются со дня, когда суммы должны быть выплачены.
Итог: поправки в ТК РФ прошли чтения в ГД РФ (проект ФЗ № 452641-8).
О снижении премий за проступок
Постановление КС РФ от 15.06.2023 № 32-П
О чем: ч.2 ст.135 ТК РФ признана неконституционной.
Снижение премий за дисциплинарный проступок возможно только при начислении её за тот период, в котором мера взыскания применялась к работнику, и не может уменьшать зарплату за месяц более чем на 20%.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 494191-8).
Об оплате сверхурочной работы
ПостановлениеКС РФ от 27.06.2023 № 35-П
О чем: ч. 1 ст. 152ТК РФ признана неконституционной.
При оплате сверхурочной работы, наряду с окладной (тарифной) частью необходимо учитывать все стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные работнику.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 513228-8).
О выходном пособии при увольнении
Постановление КС РФ от 13.07.2023 № 40-П.
О чем: ст. 178 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
Нельзя отказать в выплате компенсации (выходного пособия) при увольнении, если она предусмотрена в трудовом договоре или в соглашении о его расторжении.
Итог: применять норму необходимо с учетом позиции КС РФ.
О неиспользованных днях отдыха
Постановление КС РФ от 06.12.2023 № 44-П.
О чем:ч. 4 ст. 153 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
При увольнении работнику необходимо компенсировать деньгами неиспользованные отгулы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Итог:текст проекта с поправками в ТК РФ на стадии публичного обсуждения (ID проекта 144954).
О заключении срочных договоров
Постановление от 19.12.2023 № 59-П.
О чем: абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ признан неконституционным.
Неправомерно заключение срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организации на основании абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 532520-8).
Наша консультация по вопросам охраны труда
Обязан ли работодатель проводить медицинские осмотры?
Вопрос:Обязан ли работодатель проводить медицинские осмотры?
Ответ:
Безусловно, медосмотры необходимы. Они способствуют сохранению здоровья квалифицированных работников. Поэтому организацию медосмотров необходимо постоянно усовершенствовать на всех этапах ее проведения.
Предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся, чтобы определить, достаточно ли здоров работник, чтобы выполнять порученную ему работу. Периодические медицинские осмотры нужны для динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, для профилактики и своевременного установления начальных признаков профессиональных заболеваний; выявления общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами, а также для предупреждения несчастных случаев.
В ст.212 ТК Российской Федерации «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» записано, что работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случаях медицинских противопоказаний.
В ст.213 ТК «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» предусмотрены обязательства работодателя проводить предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда; лиц в возрасте до 21 года; работников пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, детских учреждений и других. Цель проведения осмотров - охрана здоровья населения.
Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Прежде всего, речь идет о постановлении от 27.10.2003 №646 «О вредных и опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядке проведения этих осмотров.
В данном документе устанавливается, что перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, а также порядок проведения осмотров утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Согласно этому постановлению Министерство здравоохранения в срок до 1 марта 2004 года обязано было утвердить вышеуказанные документы.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 16.08.2004 издало приказ №83 «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения этих осмотров (обследований)» (с дополнением согласно приказу Минздравсоцразвития России от 16.05.2005 №338). К данному приказу прилагаются перечень вредных и опасных производственных факторов, перечень работ и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Как же проводятся медицинские осмотры на практике? Согласно
«Рекомендациям по организации службы охраны труда в организации» на инженера по охране труда возлагается контроль за проведением медицинских осмотров.
Первым делом надо определиться с перечнем лиц, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ, вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и согласовать это с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальный центр Госсанэпиднадзора). Далее этот перечень и список лиц следует передать в ближайшую поликлинику. В крупных поликлиниках есть специальный врач по медосмотрам, который определяет, каких врачей проходить и какие функциональные исследования делать. Экономист медучреждения подсчитывает стоимость проведения медосмотра. Все поликлиники муниципальные и финансируются из бюджета муниципального образования. Зарплата у врачей устанавливается по единой тарифной сетке. Качество услуг примерно одинаковое.
После заключения договора и оплаты услуг можно договориться о порядке и сроках прохождения медосмотра.
Качество услуг, оказываемых муниципальными медицинскими учреждениями во время медосмотра, зависит от постановки задачи и начального этапа. Осмотр всех специалистов и лабораторные исследования, которые приведены в приказе №90, не всегда могут быть выполнены в данном медучреждении из-за отсутствия специалистов. При минимальных затратах выявляют только явно выраженные заболевания, которые нельзя не заметить. Если, например, вы пожалуйтесь на гастрит, то вам дадут рекомендации, сделают отметку в заключительном акте в строке лиц с впервые выявленными заболеваниями. Тем, кто хочет, чтобы медосмотры проводились серьезно, не «для галочки», придется провести дополнительную организационную работу и увеличить затраты на медицинский осмотр, провести дополнительные исследования (например, УЗИ внутренних органов или другие исследования).
Все дополнительные исследования ведут к удорожанию медосмотра, но дают более ясное представление о состоянии здоровья. Заболевание, обнаруженное на ранних стадиях, лечить легче. На такой медосмотр работники будут стремиться и будут знать, что предприятие о них заботится.
Итогом проведенного медосмотра будет акт, подписанный главным врачом поликлиники, руководителем предприятия, председателем профкома предприятия и санитарным врачом службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Госсанэпиднадзор). После оформления данного акта надо будет приступать к выполнению мероприятий по результатам медосмотра.
При проведении расширенных исследований удорожание медосмотра в среднем должно составить не более 300-400руб. на одного человека. Медицинские осмотры проводятся, как правило, один раз в два года. Согласно гл.25 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации затраты на медосмотр относятся на себестоимость продукции или услуг. Чем больше предприятие может дать своим работникам, тем больше работники держатся за свои рабочие места. Очевидно, что такие вложения, в конечном счете, принесут прибыль предприятию.