Новости
ТОП ключевых решений Конституционного суда РФ по трудовому праву в 2023 году
О компенсации за задержку зарплатыПостановление КС РФ от 11.04.2023 №16-П
О чем: ст. 236 ТК РФ признана неконституционной.
Проценты за задержку зарплаты подлежат взысканию с работодателя, в том числе, если суммы работнику не начислялись, а судом было признано право работника на них. Проценты начисляются со дня, когда суммы должны быть выплачены.
Итог: поправки в ТК РФ прошли чтения в ГД РФ (проект ФЗ № 452641-8).
О снижении премий за проступок
Постановление КС РФ от 15.06.2023 № 32-П
О чем: ч.2 ст.135 ТК РФ признана неконституционной.
Снижение премий за дисциплинарный проступок возможно только при начислении её за тот период, в котором мера взыскания применялась к работнику, и не может уменьшать зарплату за месяц более чем на 20%.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 494191-8).
Об оплате сверхурочной работы
ПостановлениеКС РФ от 27.06.2023 № 35-П
О чем: ч. 1 ст. 152ТК РФ признана неконституционной.
При оплате сверхурочной работы, наряду с окладной (тарифной) частью необходимо учитывать все стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные работнику.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 513228-8).
О выходном пособии при увольнении
Постановление КС РФ от 13.07.2023 № 40-П.
О чем: ст. 178 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
Нельзя отказать в выплате компенсации (выходного пособия) при увольнении, если она предусмотрена в трудовом договоре или в соглашении о его расторжении.
Итог: применять норму необходимо с учетом позиции КС РФ.
О неиспользованных днях отдыха
Постановление КС РФ от 06.12.2023 № 44-П.
О чем:ч. 4 ст. 153 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
При увольнении работнику необходимо компенсировать деньгами неиспользованные отгулы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Итог:текст проекта с поправками в ТК РФ на стадии публичного обсуждения (ID проекта 144954).
О заключении срочных договоров
Постановление от 19.12.2023 № 59-П.
О чем: абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ признан неконституционным.
Неправомерно заключение срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организации на основании абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 532520-8).
Новое в охране труда
С 1 января будут штрафовать за отсутствие СОУТ
С 1 января 2019 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие специальной оценки условий труда. 31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей. Еще раз доводим информацию до всех организаций. В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 1 июня 2018 года № 15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации. Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными. Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда:
- для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10 000 р.;
- для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.
Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое. Возможно и приостановление деятельности организации.
Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.
Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2018 г. N 15-4/10/В-4010
В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.
Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.
По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации,
По состоянию на апрель 2018 г. специальная оценка условий труда в Российской Федерации проведена лишь на 65% рабочих мест.
В то же время в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.
В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
Исходя из этого в целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, прошу Вас обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.
М.А.ТОПИЛИН