Новости
Медиа-форум ФНПР завершил свою работу
Сегодня в Пятигорске завершил свою работу ежегодный Всероссийский семинар информационных работников Федерации независимых профсоюзов России. Более 80 руководителей пресс-служб и редакторов изданий членских организаций ФНПР обсудили актуальные вопросы совершенствования информационной работы профсоюзов в свете решений IX съезда ФНПР.На Ставрополье начал работу всероссийский медиа-форум ФНПР
В Пятигорск съехались более 70 руководителей пресс-служб членских организаций ФНПР, главных редакторов профсоюзных изданий, IT-специалистов со всей страны. Открыли мероприятие секретарь ФНПР А. Шершуков и зам. председателя Федерации профсоюзов Ставророльского края, депутат Думы СК, генеральный директор холдинга профсоюзных здравниц ООО «Курортное управление» (холдинг) г. Кисловодск» Н. Мурашко, руководители членских организаций ФНПР, прибывшие на форум.В помощь председателю первичной профсоюзной организации
Организация работы уполномоченного лица по охране труда
Цель занятия:
Ознакомить с системой охраны труда на предприятии, дать рекомендации по организации работы уполномоченных лиц по охране труда.
План занятий:
1. О нормативных актах и документах, которые необходимы для организации работы уполномоченного лица по охране труда.
2. Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда.
3. Права уполномоченного лица по охране труда.
4. Основные задачи и функции уполномоченного лица по охране труда. 5. Участие уполномоченного лица в аттестации рабочих мест по условиям труда.
6. Участие уполномоченного лица в расследовании несчастных случаев на производстве.
7. Участие уполномоченного лица в работе комиссии по заключению коллективного договора Оценка работы уполномоченного лица по охране труда.
I. Перечень нормативных актов и документов, необходимых для освещения темы:
Трудовой кодекс РФ (ст. 370)
Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. (ст. 19)
Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (Постановление Исполкома ФНПР от 18.10.2006г. № 4-3)
Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда (Постановление Минтруда России от 08.04.1994г. № 30)
II . Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда.
Защита прав интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством является приоритетной обязанностью профкомов, реализация которой будет способствовать не только обеспечению сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, но и росту мотивации профсоюзного членства, повышению социального статуса профсоюзов.
Реализация профкомом защитных функций по охране труда осуществляется по двум основным направлениям:
1. Использование различных форм социального партнёрства.
2. Организация и проведение систематического контроля уполномоченным по охране труда за состоянием условий и охраны труда, соблюдением работодателем или его представителем законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда.
Учитывая большие законодательные возможности уполномоченного по охране труда, предоставленные действующим законодательством, настало время профкомам по настоящему разворачивать реализацию защитных функций по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности по принципу: сотрудничать с работодателем по возможности, бороться по необходимости.
Профком, избрав на профсоюзном собрании уполномоченного по охране труда, организует его обучение, обеспечивает законодательными и иными актами по охране труда, способствует исполнению им своих функций по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, а при необходимости защищает с участием вышестоящих профсоюзных структур от неправомерных действий работодателя или его представителей, препятствующих исполнению им своих функций.
Организация уполномоченным по охране труда профкома проверок соблюдения работодателем или его представителем действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов по охране труда начинается с изучения документации по охране труда (номенклатуры дел, приложение № 1 ), которая должна определять систему мер по реализации законодательства и иных актов по охране труда, порядок и ответственность за их выполнение, обеспечение нормативно-правовой документацией по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Уполномоченный должен уделять также внимание обучению и инструктированию работников по безопасным приёмам труда, аттестации рабочих мест, обеспечению спецодеждой и другими средствами защиты, а завершать проверкой обследований состояния охраны труда в структурных подразделениях предприятия.
III . Основные задачи и функции уполномоченного лица по охране труда
Задачи и функции уполномоченных изложены в Положении по организации работы уполномоченного лица по охране труда. Основные направления их деятельности можно сгруппировать следующим образом:
- участие в разработке коллективного договора и контроле за его выполнением;- контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда в образовательном учреждении;
- участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве;
- оказание помощи и разъяснение работникам их законных прав на здоровые и безопасные условия труда.
Участие в разработке коллективного договора, соглашения и контроле за их выполнением
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами (ст. 42 ТК РФ). Коллективный договор заключается между работодателем и работниками и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ). Поэтому уполномоченным рекомендуется не только внимательно знакомиться с проектом коллективного договора и проводить обсуждение его в трудовом коллективе, но и готовить и передавать в профсоюзную организацию и совместный комитет по охране труда свои предложения для включения их или в сам коллективный договор, или в приложения к нему.
Следует добиваться, чтобы соглашение по охране труда было реальным и приближенным к нуждам производственного процесса, а этого можно достигнуть, только учитывая предложения с мест. Поэтому с началом коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, уполномоченные должны собрать у работников своего структурного подразделения предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать в профсоюзный комитет и совместный комитет. Кроме этого, повседневная работа уполномоченных должна быть направлена на подготовку предложений для включения их в разрабатываемый коллективный договор и на контроль за его выполнением.
Уполномоченный, проводя целевые или комплексные обследования, расследуя несчастные случаи, должен отдельно фиксировать мероприятия, выполнение которых требует значительных временных и финансовых затрат, а затем передавать свои предложения в профессиональный комитет и совместный комитет, который должен осуществлять сбор предложений к коллективному договору (ст. 218 ТК РФ),
Прилагаемые к коллективному договору перечни профессий и должностей, которым по условиям труда предоставляются дополнительный отпуск, лечебно-профилактическое питание, молоко, смывающие и обезвреживающие средства, доплата за вредные и тяжёлые условия труда, составляются на основе нормативных правовых документов по результатам аттестации рабочих мест.
IV . Права уполномоченного лица по охране труда
Для выполнения задач и функций, возложенных на уполномоченных, им предоставлены следующие права:
1. Контролировать в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
2. Контролировать выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и актами расследования несчастных случаев на производстве.
3. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений по вопросам условий и охраны труда.
4. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников.
5. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
6. Обращаться в администрацию и профком образовательного учреждения, территориальную государственную инспекцию труда с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательства об охране труда.
7. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором и соглашением по охране труда.
8. Участвовать в переговорах, проводимых в образовательных учреждениях при заключении коллективного договора и разработке соглашения по охране труда.
9. Информировать работников учреждения, структурного подразделения о выявленных нарушениях требований безопасности, состояния условий, охраны труда, проведение разъяснительной работы в коллективе по вопросам охраны труда.
10. Осуществлять проверку выполнения работодателем обязательств по охране труда, предусмотренных трудовым, коллективным договором или соглашением по охране труда.
11. Принимать участие в работе комиссий по приёмке в эксплуатацию производственных, учебных и вспомогательных объектов образовательного учреждения к новому учебному году.
На основе Трудового кодекса РФ, Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», для осуществления своей деятельности уполномоченные пользуются следующими гарантиями прав, которые фиксируются в коллективном договоре:
1. Оказание содействия в реализации прав уполномоченных по осуществлению контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда.
2. Принятие мер работодателем, должностным лицом по выполнению представлений уполномоченных по устранению выявленных нарушений.
3. Обеспечение за счёт средств работодателя правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда.
4. Предоставление для выполнения возложенных на него функций не менее двух часов в неделю с оплатой этого времени в размере его среднего заработка.
5. Обучение по специальным программам. Освобождение на время обучения от основной работы с сохранением заработной платы.
V . Защита прав работников при аттестации рабочих мест
Одним из важнейших направлений работы органов по обеспечению прав работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности является организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест является для работодателей или их представителей, должностных лиц организаций обязательным условием её проведения, начиная с 1998 года, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.
Задача проведения аттестации – объективно определить на каждом рабочем месте –опасные и вредные факторы окружающей среды действующие на здоровье работников, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное и опасное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент – гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья.
VI . Оценка работы уполномоченного по охране труда
В необходимых случаях уполномоченный по охране труда должен быть инициатором проведения при поддержке профкома комплексных и целевых проверок , которые следует организовывать силами технических инспекторов труда Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда, особенно в тех случаях, когда работодатель или должностные лица игнорируют выполнение требований, обеспечивающих безопасность производственного процесса, что может привести к тяжёлым последствиям для здоровья работающих.
В своей деятельности уполномоченный по охране труда профкома , работая на общественных началах, должен активно защищать права членов профсоюза, не конфликтуя со своим руководством, а квалифицированно убеждая его с участием профкома в необходимости выполнения того или иного мероприятия, дабы не произошла беда.
Работодатель в таких случаях должен быть благодарен профкому и его уполномоченному по охране труда за их бескорыстную помощь в решении проблем охраны труда и изыскивать возможность материального поощрения.