Новости
Профсоюзы внесли предложения в бюджет
На заседании районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Александровского муниципального района профсоюзы внесли свои предложения в бюджет АМР на 2013-2015 годы. Под председательством зам.главы администрации Александровского муниципального района Владимира Ермошкина состоялось очередное заседание районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором был рассмотрен целый блок актуальных вопросов развития социально-трудовой сферы АМР. Центральным из них стало обсуждение предложений сторон в бюджет АМР на 2013-2015 годы.Профсоюзный комитет ОАО «Невинномысский Азот» провел соревнования по пейнтболу, посвященные 50-летию предприятия и предстоящему Дню профсоюзного активиста.
Несмотря на «боевой» характер мероприятия, в котором приняли 16 команд, оно прошло в веселой и дружеской атмосфере.В помощь председателю первичной профсоюзной организации
Организация работы уполномоченного лица по охране труда
Цель занятия:
Ознакомить с системой охраны труда на предприятии, дать рекомендации по организации работы уполномоченных лиц по охране труда.
План занятий:
1. О нормативных актах и документах, которые необходимы для организации работы уполномоченного лица по охране труда.
2. Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда.
3. Права уполномоченного лица по охране труда.
4. Основные задачи и функции уполномоченного лица по охране труда. 5. Участие уполномоченного лица в аттестации рабочих мест по условиям труда.
6. Участие уполномоченного лица в расследовании несчастных случаев на производстве.
7. Участие уполномоченного лица в работе комиссии по заключению коллективного договора Оценка работы уполномоченного лица по охране труда.
I. Перечень нормативных актов и документов, необходимых для освещения темы:
Трудовой кодекс РФ (ст. 370)
Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. (ст. 19)
Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (Постановление Исполкома ФНПР от 18.10.2006г. № 4-3)
Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда (Постановление Минтруда России от 08.04.1994г. № 30)
II . Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда.
Защита прав интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством является приоритетной обязанностью профкомов, реализация которой будет способствовать не только обеспечению сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, но и росту мотивации профсоюзного членства, повышению социального статуса профсоюзов.
Реализация профкомом защитных функций по охране труда осуществляется по двум основным направлениям:
1. Использование различных форм социального партнёрства.
2. Организация и проведение систематического контроля уполномоченным по охране труда за состоянием условий и охраны труда, соблюдением работодателем или его представителем законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда.
Учитывая большие законодательные возможности уполномоченного по охране труда, предоставленные действующим законодательством, настало время профкомам по настоящему разворачивать реализацию защитных функций по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности по принципу: сотрудничать с работодателем по возможности, бороться по необходимости.
Профком, избрав на профсоюзном собрании уполномоченного по охране труда, организует его обучение, обеспечивает законодательными и иными актами по охране труда, способствует исполнению им своих функций по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, а при необходимости защищает с участием вышестоящих профсоюзных структур от неправомерных действий работодателя или его представителей, препятствующих исполнению им своих функций.
Организация уполномоченным по охране труда профкома проверок соблюдения работодателем или его представителем действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов по охране труда начинается с изучения документации по охране труда (номенклатуры дел, приложение № 1 ), которая должна определять систему мер по реализации законодательства и иных актов по охране труда, порядок и ответственность за их выполнение, обеспечение нормативно-правовой документацией по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Уполномоченный должен уделять также внимание обучению и инструктированию работников по безопасным приёмам труда, аттестации рабочих мест, обеспечению спецодеждой и другими средствами защиты, а завершать проверкой обследований состояния охраны труда в структурных подразделениях предприятия.
III . Основные задачи и функции уполномоченного лица по охране труда
Задачи и функции уполномоченных изложены в Положении по организации работы уполномоченного лица по охране труда. Основные направления их деятельности можно сгруппировать следующим образом:
- участие в разработке коллективного договора и контроле за его выполнением;- контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда в образовательном учреждении;
- участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве;
- оказание помощи и разъяснение работникам их законных прав на здоровые и безопасные условия труда.
Участие в разработке коллективного договора, соглашения и контроле за их выполнением
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами (ст. 42 ТК РФ). Коллективный договор заключается между работодателем и работниками и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ). Поэтому уполномоченным рекомендуется не только внимательно знакомиться с проектом коллективного договора и проводить обсуждение его в трудовом коллективе, но и готовить и передавать в профсоюзную организацию и совместный комитет по охране труда свои предложения для включения их или в сам коллективный договор, или в приложения к нему.
Следует добиваться, чтобы соглашение по охране труда было реальным и приближенным к нуждам производственного процесса, а этого можно достигнуть, только учитывая предложения с мест. Поэтому с началом коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, уполномоченные должны собрать у работников своего структурного подразделения предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать в профсоюзный комитет и совместный комитет. Кроме этого, повседневная работа уполномоченных должна быть направлена на подготовку предложений для включения их в разрабатываемый коллективный договор и на контроль за его выполнением.
Уполномоченный, проводя целевые или комплексные обследования, расследуя несчастные случаи, должен отдельно фиксировать мероприятия, выполнение которых требует значительных временных и финансовых затрат, а затем передавать свои предложения в профессиональный комитет и совместный комитет, который должен осуществлять сбор предложений к коллективному договору (ст. 218 ТК РФ),
Прилагаемые к коллективному договору перечни профессий и должностей, которым по условиям труда предоставляются дополнительный отпуск, лечебно-профилактическое питание, молоко, смывающие и обезвреживающие средства, доплата за вредные и тяжёлые условия труда, составляются на основе нормативных правовых документов по результатам аттестации рабочих мест.
IV . Права уполномоченного лица по охране труда
Для выполнения задач и функций, возложенных на уполномоченных, им предоставлены следующие права:
1. Контролировать в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
2. Контролировать выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и актами расследования несчастных случаев на производстве.
3. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений по вопросам условий и охраны труда.
4. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников.
5. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
6. Обращаться в администрацию и профком образовательного учреждения, территориальную государственную инспекцию труда с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательства об охране труда.
7. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором и соглашением по охране труда.
8. Участвовать в переговорах, проводимых в образовательных учреждениях при заключении коллективного договора и разработке соглашения по охране труда.
9. Информировать работников учреждения, структурного подразделения о выявленных нарушениях требований безопасности, состояния условий, охраны труда, проведение разъяснительной работы в коллективе по вопросам охраны труда.
10. Осуществлять проверку выполнения работодателем обязательств по охране труда, предусмотренных трудовым, коллективным договором или соглашением по охране труда.
11. Принимать участие в работе комиссий по приёмке в эксплуатацию производственных, учебных и вспомогательных объектов образовательного учреждения к новому учебному году.
На основе Трудового кодекса РФ, Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», для осуществления своей деятельности уполномоченные пользуются следующими гарантиями прав, которые фиксируются в коллективном договоре:
1. Оказание содействия в реализации прав уполномоченных по осуществлению контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда.
2. Принятие мер работодателем, должностным лицом по выполнению представлений уполномоченных по устранению выявленных нарушений.
3. Обеспечение за счёт средств работодателя правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда.
4. Предоставление для выполнения возложенных на него функций не менее двух часов в неделю с оплатой этого времени в размере его среднего заработка.
5. Обучение по специальным программам. Освобождение на время обучения от основной работы с сохранением заработной платы.
V . Защита прав работников при аттестации рабочих мест
Одним из важнейших направлений работы органов по обеспечению прав работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности является организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест является для работодателей или их представителей, должностных лиц организаций обязательным условием её проведения, начиная с 1998 года, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.
Задача проведения аттестации – объективно определить на каждом рабочем месте –опасные и вредные факторы окружающей среды действующие на здоровье работников, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное и опасное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент – гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья.
VI . Оценка работы уполномоченного по охране труда
В необходимых случаях уполномоченный по охране труда должен быть инициатором проведения при поддержке профкома комплексных и целевых проверок , которые следует организовывать силами технических инспекторов труда Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда, особенно в тех случаях, когда работодатель или должностные лица игнорируют выполнение требований, обеспечивающих безопасность производственного процесса, что может привести к тяжёлым последствиям для здоровья работающих.
В своей деятельности уполномоченный по охране труда профкома , работая на общественных началах, должен активно защищать права членов профсоюза, не конфликтуя со своим руководством, а квалифицированно убеждая его с участием профкома в необходимости выполнения того или иного мероприятия, дабы не произошла беда.
Работодатель в таких случаях должен быть благодарен профкому и его уполномоченному по охране труда за их бескорыстную помощь в решении проблем охраны труда и изыскивать возможность материального поощрения.