Новости
Санаторно-курортный комплекс прфосоюзов
Мероприятия
Профсоюзы – за доступность оздоровления россиян
- Николай Анатольевич, летний курортный в разгаре. Каковы тенденции и прогнозы, что ожидает санаторно-курортный комплекс профсоюзов в нынешней непростой экономической ситуации? Не боитесь, что часть отдыхающих оттянут вновь «открывшаяся» Турция, Кубань и Крым?
- Не секрет, что доступность санаторно-курортного лечения и оздоровления для большинства граждан нашей страны в последние годы значительно сократилась. Снижение покупательной способности, прежде всего, отразилось на возможностях наших клиентов, имеющих невысокий уровень доходов. В этой связи мы с большой осторожностью подошли к ценовой политике по санаторно-курортным путевкам. При общем незначительном повышении цен, в ряде наших здравниц в период «высокого сезона» цены остались на уровне прошлогодних. В целом в 2017 году мы планируем оздоровить 160 тыс. человек, что соответствует уровню прошлого года.
Что касается оттока россиян на другие направления отдыха, то определенные опасения, безусловно, есть. Но, как известно, на Кавказские Минеральные Воды люди едут в основном за здоровьем. И в этом смысле мы обладаем серьезными конкурентными преимуществами от лечебно-оздоровительных местностей, целебных природных ресурсов до уникальных методик санаторно-курортного лечения, профилактики и оздоровления.
Кроме того, поскольку существует объективное изменение запросов по качеству отдыха, стараемся поддерживать конкурентоспособность своих объектов. К услугам гостей профсоюзных здравниц варианты размещения на любой вкус и кошелек - от доступных по цене лаконичных номеров, номеров повышенной комфортности до люксов и вип-апартаментов. Согласно их пожеланиям разработаны различные программы лечения, в том числе востребованные сегодня релакс- и спа-программы.
Но, к сожалению, наши возможности по обновлению санаториев в значительной степени ограничены. И это общая проблема организаций санаторно-курортного комплекса различных форм собственности, связанная с отсутствием механизмов накопления и привлечения инвестиционных средств. Согласно исследованиям, проведенным Ассоциацией оздоровительного туризма и рейтингового агентства в рамках рейтинга «ТОП-100 российских здравниц», средняя рентабельность санаторно-курортных организаций составляет всего 1,1% (!). И решению проблемы явно не способствует дефицит средств в экономике в целом, высокие ставки коммерческих кредитов. Как справедливо отмечает советник Президента РФ С. Глазьев, при нынешней ставке Центробанка только нефтегазовая промышленность и химико-металлургический комплекс имеют достаточный уровень рентабельности, чтобы брать такие кредиты.
- Каков же, На Ваш взгляд, выход? Как повысить инвестиционную привлекательность отечественной санаторно-курортной отрасли?
- Знаете, выход есть. Надо лишь сделать несколько очевидных и давно назревших шагов. Первое. Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на создание платежеспособного спроса на санаторно-курортную услугу в стране, повышение ее доступности для разных слоев населения. Основной рычаг - введение на федеральном уровне протекционистских мер для граждан и юридических лиц, приобретающих санаторно-курортные путевки за свой счет в форме предоставления им налоговых преференций.
Например, сегодня социальные налоговые вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц в размере до 120 000 руб. предоставляются в том числе и на «медицинскую» составляющую санаторно-курортной путевки. Почему бы не предусмотреть в них расходы на оплату полной стоимости путевки, не включить санаторно-курортную услугу в перечень социальных налоговых вычетов?
Кроме того, поскольку налоговым законодательством РФ прописана возможность включения расходов работодателей на лечение и добровольное медицинское страхование работников в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций в размере не выше 6%, предлагаем дополнить этот перечень расходами работодателей на приобретение санаторно-курортных путевок для своих сотрудников. И, отмечу, наши инициативы уже поддержаны Комитетом Совета Федерации по социальной политике.
Во-вторых, государство должно гарантировать стабильный спрос, выполняя в полном объеме свои социальные обязательства и оплачивая льготные санаторно-курортные путевки по экономически обоснованным рыночным ценам. При этом эффективность использования бюджетных средств можно повысить, если вместо прямого финансирования государственных санаториев создать рыночный механизм, который будет стимулировать развитие конкуренции и создание условий для привлечения организаций разных форм собственности в эту сферу. Не менее важно обеспечить государственное субсидирование перевозок на курорты.
Третье. Важнейшей мерой по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса, на наш взгляд, является законодательное отнесение его деятельности к социально-значимой, что обеспечит право санаторно-курортных организаций всех форм собственности на налоговые преференции, включая освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, льготные ставки по платежам за земельные участки, льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых (минеральных вод и лечебных грязей).
Еще один необходимый шаг - разработка жизненно важной для Кавказских Минеральных Вод государственной программы по развитию федеральных курортов, включающей федеральное бюджетное финансирование городов-курортов федерального значения, мероприятий по сохранению природных ресурсов, лечебных парков, развитию общекурортной инфраструктуры. В этом же ряду - мероприятия, предусматривающие за счет средств бюджета субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым санаторно-курортными организациями на модернизацию и улучшение материально-технической базы, а также субсидирование лизинговых платежей на приобретение высокотехнологичного оборудования.
- Очень резонансная тема – курортный сбор, который по предложению Минкавказа планируется ввести в 4 пилотных территориях страны, включая и Ставропольский край. Что думают по этому поводу этого законопроекта профсоюзы – собственники крупного санаторно-курортного комплекса на Кавминводах?
- Действительно, в регионе остра проблема недофинансирования курортных городов, которые, по сути, являются моногородами, поскольку другая деятельность, кроме санаторно-курортной, в них сильно ограничена. Но это не значит, что проблему межбюджетных отношений надо решать за счет граждан.
Можно, конечно, ссылаться на успешную международную практику, к которой апеллируют разработчики проекта федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Но ведь надо понимать, что в Европе курортный сбор действует в городах со стабильно высокой туристской привлекательностью и является способом регулирования чрезмерного потока туристов и источником получения дополнительного дохода муниципальной казны. Также следует учитывать, что основными отдыхающими на курортах, где взимается туристический налог, являются нерезиденты данных стран. Для граждан же значительного числа европейских стран существуют протекционистские программы отдыха на своих курортах. Немаловажную роль играет и величина средней заработной платы в этих странах, значительно превышающая уровень заработной платы в России.
А что у нас? Приведу простые расчеты по нашей системе. Цены на санаторно-курортные услуги, как я уже говорил, ограничены рыночным спросом со стороны населения. В текущем году мы повысили цены на санаторно-курортные путевки в среднем на 100 рублей за один день пребывания. А предлагаемый курортный сбор в этом же размере в день создаст «двойное» (!) удорожание путевки. При этом стоит отметить, что обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет собранных средств предлагается возложить на гостиницы и здравницы, что также может увеличить цену путевки.
На фоне продолжающегося снижения покупательной способности граждан такое удорожание крайне негативно отразится на спросе на организованный отдых. По нашим расчетам, основанным на анализе структуры потребительских расходов, введение курортного сбора приведет к падению числа гостей курортов на 7,2%.
В условиях, когда решается федеральная задача по оздоровлению широких слоев населения, и главой государства обозначена необходимость создания условий для повышения доступности отдыха для людей с разными доходами, обсуждаемый законопроект, по сути, превращает курортный сбор не в плату за пользование инфраструктурой, а в налог на отдых в России. Последствия – самые серьезные: снижение потока отдыхающих и удар, прежде всего, по сегменту отечественных курортов с низкими ценами, так как доля курортного сбора в этих здравницах будет наибольшей. Поэтому профсоюзы и работодатели выступают против данного законопроекта и по итогам рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложили Правительству РФ его отозвать из Государственной Думы РФ и провести общественные обсуждения с целью доработки.
Но как бы ни складывались тенденции и прогнозы, хочу подчеркнуть: санаторно-курортный комплекс профсоюзов на Кавказских Минеральных Водах, как всегда, готов радушно встретить своих гостей и ориентирован на доступность и качественное оздоровление.
Спрашивала Е. Балабанова