Новости
ТОП ключевых решений Конституционного суда РФ по трудовому праву в 2023 году
О компенсации за задержку зарплатыПостановление КС РФ от 11.04.2023 №16-П
О чем: ст. 236 ТК РФ признана неконституционной.
Проценты за задержку зарплаты подлежат взысканию с работодателя, в том числе, если суммы работнику не начислялись, а судом было признано право работника на них. Проценты начисляются со дня, когда суммы должны быть выплачены.
Итог: поправки в ТК РФ прошли чтения в ГД РФ (проект ФЗ № 452641-8).
О снижении премий за проступок
Постановление КС РФ от 15.06.2023 № 32-П
О чем: ч.2 ст.135 ТК РФ признана неконституционной.
Снижение премий за дисциплинарный проступок возможно только при начислении её за тот период, в котором мера взыскания применялась к работнику, и не может уменьшать зарплату за месяц более чем на 20%.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 494191-8).
Об оплате сверхурочной работы
ПостановлениеКС РФ от 27.06.2023 № 35-П
О чем: ч. 1 ст. 152ТК РФ признана неконституционной.
При оплате сверхурочной работы, наряду с окладной (тарифной) частью необходимо учитывать все стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные работнику.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 513228-8).
О выходном пособии при увольнении
Постановление КС РФ от 13.07.2023 № 40-П.
О чем: ст. 178 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
Нельзя отказать в выплате компенсации (выходного пособия) при увольнении, если она предусмотрена в трудовом договоре или в соглашении о его расторжении.
Итог: применять норму необходимо с учетом позиции КС РФ.
О неиспользованных днях отдыха
Постановление КС РФ от 06.12.2023 № 44-П.
О чем:ч. 4 ст. 153 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
При увольнении работнику необходимо компенсировать деньгами неиспользованные отгулы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Итог:текст проекта с поправками в ТК РФ на стадии публичного обсуждения (ID проекта 144954).
О заключении срочных договоров
Постановление от 19.12.2023 № 59-П.
О чем: абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ признан неконституционным.
Неправомерно заключение срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организации на основании абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 532520-8).
Учебно-методический центр
Мероприятия. Учебно-методический центр
Новобранцы штудировали азы профсоюзной работы
В Кисловодске прошел зональный семинар по программе Учебно-методического центра ФПСК «Организационная работа в профсоюзах». В его работе приняли участие вновь избранные председатели профорганизаций, представители кадрового резерва профсоюзов, молодежного профактива городов Кавказских Минеральных Вод, Минераловодского, Предгорного, Георгиевского, Кировского, Советского, Буденновского, Курского, Нефтекумского, Новоселицкого муниципальных районов.
Приветствуя участников семинара, директор УМЦ ФПСК Т.Федорова отметила, что образовательная программа, нацеленная на изучение основ профсоюзной работы, позволит новичкам профсоюзного дела и более опытным профсоюзным работникам получить актуальные знания для их ежедневной работы.
Преподаватели, в числе которых были руководители и специалисты Федерации профсоюзов Ставропольского края и членских организаций ФПСК, на практических примерах разъяснили слушателям основные вопросы организационной, информационной и мотивационной деятельности профсоюзных организаций. Каждый слушатель также получил пакет раздаточных материалов: рабочие тетради, Трудовой кодекс, сборник нормативно-правовых актов и документов ФПСК, презентации лекторов и др.
Так, заведующий организационным отделом аппарата ФПСК А. Коржов уделил значительное внимание разъяснению структуры профсоюзов и деятельности профсоюзных организаций в соответствии с Законом о профсоюзах и Уставом Профсоюза. Также он дал ряд практических рекомендаций по планированию работы профсоюзного комитета и его комиссий, по подготовке и проведению профсоюзных собраний, заседаний профсоюзного комитета, организации контроля за выполнением принятых решений. А закрепить знания по организационному направлению лидеры первичных профсоюзных организаций смогли в рамках практического занятия, путем решения и обсуждения предложенных ситуационных задач по озвученным ранее темам.
Успешно справившись с кейс-практикумом, участники обучения перешли к изучению актуальных вопросов информационной работы профсоюзных организаций. Подчеркнув, что на современном этапе это направление является ключевым ресурсом решения уставных задач профсоюзов, который должен постоянно сопровождать их деятельность, секретарь-руководитель пресс-центра ФПСК, главный редактор газеты «Вестник профсоюзов Ставрополья» Е. Балабанова расставила основные организационные и идеологические акценты в этой работе, подробно остановилась на имеющихся проблемах и вместе со слушателями определила пути их решения. Она «по полочкам» разложила минимально необходимые формы информационной работы, которые по силам каждой профсоюзной организации, уделив особое внимание применению современных информационных технологий, и дала ряд практических рекомендаций по организации информирования членов профсоюзов на первичном уровне. Особо подчеркнув необходимость информационного взаимодействия между профсоюзными структурами края, имидж которых начинается именно с первичек, Е. Балабанова призвала их к активному сотрудничеству с информационными ресурсами ФПСК и ее членских организаций, сделав особый акцент на привлечение к этой работе талантливой и креативной молодежи.
Завершили свое обучение участники семинара на мастер-классе по практике мотивации профсоюзного членства в современных условиях, которое провела председатель Ставропольской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Л. Манаева. На примере своей отрасли она определила основные мотивы профчленства и пути его усиления. Как было убедительно показано на примере богатой практики крайкома, главным мотивирующим фактором является результативная деятельность профсоюза по всем направлениям.
По итогам семинарского занятия участники прошли тестирование, которое продемонстрировало высокий результат усвоения полученных знаний.