Новости
ТОП ключевых решений Конституционного суда РФ по трудовому праву в 2023 году
О компенсации за задержку зарплатыПостановление КС РФ от 11.04.2023 №16-П
О чем: ст. 236 ТК РФ признана неконституционной.
Проценты за задержку зарплаты подлежат взысканию с работодателя, в том числе, если суммы работнику не начислялись, а судом было признано право работника на них. Проценты начисляются со дня, когда суммы должны быть выплачены.
Итог: поправки в ТК РФ прошли чтения в ГД РФ (проект ФЗ № 452641-8).
О снижении премий за проступок
Постановление КС РФ от 15.06.2023 № 32-П
О чем: ч.2 ст.135 ТК РФ признана неконституционной.
Снижение премий за дисциплинарный проступок возможно только при начислении её за тот период, в котором мера взыскания применялась к работнику, и не может уменьшать зарплату за месяц более чем на 20%.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 494191-8).
Об оплате сверхурочной работы
ПостановлениеКС РФ от 27.06.2023 № 35-П
О чем: ч. 1 ст. 152ТК РФ признана неконституционной.
При оплате сверхурочной работы, наряду с окладной (тарифной) частью необходимо учитывать все стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные работнику.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 513228-8).
О выходном пособии при увольнении
Постановление КС РФ от 13.07.2023 № 40-П.
О чем: ст. 178 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
Нельзя отказать в выплате компенсации (выходного пособия) при увольнении, если она предусмотрена в трудовом договоре или в соглашении о его расторжении.
Итог: применять норму необходимо с учетом позиции КС РФ.
О неиспользованных днях отдыха
Постановление КС РФ от 06.12.2023 № 44-П.
О чем:ч. 4 ст. 153 ТК РФ соответствует Конституции РФ.
При увольнении работнику необходимо компенсировать деньгами неиспользованные отгулы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Итог:текст проекта с поправками в ТК РФ на стадии публичного обсуждения (ID проекта 144954).
О заключении срочных договоров
Постановление от 19.12.2023 № 59-П.
О чем: абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ признан неконституционным.
Неправомерно заключение срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организации на основании абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ.
Итог: поправки внесены на рассмотрение ГД РФ (проект ФЗ № 532520-8).
Практические рекомендации для первичных профсоюзных организаций
Первичная профсоюзная организация как юридическое лицо. Новое в законодательстве
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" правоспособность первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
С момента государственной регистрации первичная профсоюзная организация приобретает права, обязанности и ответственность юридического лица. В том числе первичная профсоюзная организация приобретает обязанность в общеустановленном порядке представлять и бухгалтерскую, и налоговую отчетность.
Особое внимание при составлении отчетности следует обратить на Информацию Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)" так как на первичную профсоюзную организацию распространяется Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Важно знать, что с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в пункт 7 статьи 431 Налоговый кодекс Российской Федерации расширяющие перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным.
Так, в случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.