Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Новости

Сокращение vs простой
21.07.2020

Сокращение vs простой

Современные реалии повсеместно принимаемых ограничительных мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, в которых оказались работники и работодатели, вынуждают тех и других принимать не самые простые решения. Многие организации, не сумев пройти испытание временем, решают прекратить свою деятельность, полностью либо частично сократить персонал, чтобы все же остаться на плаву. В то же время невозможность предоставить работу сотрудникам по занимаемым должностям приводит к отправлению части или всего коллектива в простой.

Оказавшись заложниками таких решений руководства, работники обращаются в call – центр ФПСК, интересуясь, правомерно ли уведомлять о предстоящем сокращении работников, находящихся в простое? А также законно ли отправлять в простой сотрудников, которых ранее уведомили о предстоящем сокращении? На эти вопросы попытаемся ответить, опираясь на судебную практику.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ сокращение численности или штата работников – это одно из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, о котором работников организации работодатель предупреждает персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Согласно ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Время простоя оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

Ситуация, когда в период объявленного простоя работодатель инициирует процедуру сокращения, сегодня встречается нередко. Прямого запрета на уведомление работников о предстоящем сокращении в период приостановки работы организации законодательство не содержит. Аналогичной точки зрения придерживаются суды. Например, Самарский областной суд в апелляционном определении от 11.06.2019 по делу №33-5903/2019 пришел к выводу о том, что предупреждение о предстоящем сокращении не прекращает простой и не порождает обязанности выплачивать зарплату в полном объеме при отсутствии работы.

А вот с обратной ситуацией в случае уведомления о предстоящем сокращении работников, находящихся в простое, сложнее. Ранее судебная практика исходила из того, что такие меры неправомерны.

Так, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 06.05.2016 по делу N 33-7298/2016 суд пришел к выводу, что в соответствии с гарантиями, установленными ТК РФ, до сокращения должности и увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник должен иметь время для поиска работы, в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении ему гарантировано сохранение рабочего места и прежних условий труда. Изменение условий трудового договора, в данном случае условий об уменьшении размера заработной платы за период предупреждения об увольнении работника по сокращению численности, штата, в силу ст. ст. 72, 180 ТК РФ, не допускается. Таким образом, издание приказа об объявлении простоя в течение срока предупреждения работника о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является нарушением норм трудового законодательства.

Однако анализ судебной практики по рассматриваемому вопросу на сегодняшний день показывает изменившуюся позицию судов. Примером этого является решение Липецкого районного суда Липецкой области от 27.05.2020 по делу N 2-4/2020. Суд пришел к заключению, что законодательный запрет на объявление простоя работнику в период предупреждения о сокращении штата отсутствует, а потому не имеется оснований полагать, что при объявлении простоя в такой ситуации нарушаются нормы трудового права.

Аналогичная позиция суда изложена в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 по делу N 88-1096/2019.

Таким образом, полагаем, что процедура сокращения работников и введение режима простоя могут происходить в организации параллельно, главное, чтобы у тех и других мер были законные причины и обоснования, а также соблюден законодательно установленный порядок.


Наши партнеры