Федерация профсоюзов Ставропольского края

Постановления президиума фПСК

25.02.2021

Постановление Президиума Федерации профсоюзов Ставропольского края от 25.02.2021 №10-2

ФНПР

Территориальный союз
«ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»
  ПРЕЗИДИУМ
  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

25.02.2021

                                                         г. Ставрополь

                                № 10-2


Об итогах коллективно-договорной кампании в Ставропольском крае за 2020 год и задачах на предстоящий период

По состоянию на 31.12.2020 в системе социального партнерства края действовало краевое трехстороннее соглашение; 11 краевых отраслевых соглашений; 31 территориальное трехстороннее соглашений; 64 отраслевых территориальных соглашений, 2 612 коллективных договоров, а также 5 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии по отдельным направлениям деятельности.

В 2020 году коллективно-договорная кампания проходила в условиях сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Реализация противоэпидемических мер позволила замедлить распространение вируса, но привела к ухудшению социально-экономической ситуации в стране, крае.

По информации Росстата в 2020 году в крае при росте индекса промышленного производства на 1%, заработной платы номинальной на 106,6% (данные за 11 месяцев) и реальной на 102,9% (данные за 11 месяцев), снизились производство продукции сельского хозяйства на 18,1%, коммерческий грузооборот автомобильного транспорта - на 55,2%, оборот розничной торговли - на 7%, объем платных услуг населению - на 16,9%. Индекс потребительских цен составил 105,7%.

По итогам 9 месяцев 2020 года Ставропольский край занимал 57 место в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню заработной платы, реальные доходы населения за этот период снизились на 5,7% (73 место в рейтинге), доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по оценкам составляет 15% (для сравнения, в 2019 году - 14 %, в 2018 году - 13,9 %).

Под влиянием пандемии коронавирусной инфекции резко обострилась ситуация на рынке труда. За 2020 год численность безработных выросла более чем в 8 раз и на 01.01.2021 года составила 84,5 тыс. человек. Общий уровень безработицы (по методологии МОТ возрос) до 7,2% (на 01.01.2020 - 4,8%).

В сложившихся условиях действия профсоюзов были направлены на сохранение уровня минимальных гарантий работников в социально-трудовой сфере, защиту их трудовых прав, прежде всего, при сокращении численности и штата, переводе на дистанционную работу, сохранение жизни и здоровья работников.

Основными инструментами регулирования социально-трудовых отношений на краевом уровне являются Ставропольская краевая трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – краевая Комиссия) и Соглашение между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом «Федерация профсоюзов Ставропольского края» и Региональным объединением работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2019-2021 годы (далее – краевое Соглашение).

По инициативе стороны профсоюзов наиболее актуальные (внеплановые) вопросы были предметом обсуждения на заседаниях краевой Комиссии: о соблюдении трудовых прав работников, мерах поддержки малого и среднего бизнеса в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции; о состоянии рынка труда; о действиях сторон по реализации Общенационального плана действий, обеспечивающего восстановление занятости, доходов населения, роста экономики и долгосрочные структурные изменения.

Позиция профсоюзов при обсуждении проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый период на заседании краевой комиссии позволила добиться выделения дополнительных бюджетных средств:

273,8 млн. рублей – на индексацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

417,4 млн. рублей – на обеспечение выплаты с 01.01.2021 года минимального размера оплаты труда, равного 12792 рубля;

11,3 млн. рублей – на дополнительные выплаты к заработной плате, связанные с необходимостью обеспечения реализации постановлений Конституционного суда 2017-2019 годов;

38,0 млн. рублей – на увеличение фонда оплаты труда работников учреждений занятости населения Ставропольского края в размере 30 %.

В то же время остается нерешенным вопрос выполнения пункта 2.16 краевого Соглашения, в части необходимости индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, оплата труда которых не регулируется отдельными указами Президента Российской Федерации.

С целью сохранения достигнутого уровня заработной платы в период пандемии большинством отраслей проводился его мониторинг, который показал, что в организациях, где действуют первичные профсоюзные организации и ведутся коллективные переговоры, уровень заработной платы сложился выше среднекраевого (организации химической промышленности, электроэнергетики, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

В то же время, профсоюзный мониторинг заработной платы свидетельствует о том, что темпы её роста не позволяют обеспечить минимальную заработную плату в регионе на уровне минимального (восстановительного) бюджета, составляющего не менее 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае (в 2020 году – 15 333,0 рубля, с 01.01.2021 – 16 123,5 рубля), что также не способствуют достижению целей национального развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 года № 474.

Инициатива стороны профсоюзов позволила в установленном законом порядке заключить отраслевые соглашения в агропромышленном комплексе и сфере культуры Ставропольского края на 2021-2023 годы, которыми установлены повышенные гарантии не только по сравнению с Трудовым кодексом РФ, но и ранее действующими соглашениями.

Согласованная позиция профсоюзов способствовала тому, что в Кировском, Новоалександровском городских округах и Шпаковском муниципальном округе сторонами социального партнерства было принято консолидированное решение об установлении в территориальных трехсторонних соглашениях размера минимальной тарифной ставки (оклада) не ниже МРОТ в организациях внебюджетного сектора экономики.

По сведениям членских организаций, в 2020 году коллективные договоры заключены в 97 % организаций, где действуют первичные профсоюзные организации. Действие 2 612 коллективных договоров распространялось на 235,1 тыс. работников, в том числе, на 193,3 тыс. членов профсоюзов. Количество организаций, в которых работников представляют иные представители (не профсоюзы) сохранилось на уровне 2019 года. Количество коллективных договоров в 2020 году уменьшилось по сравнению с 2019 годом (2758 ед.) пропорционально снижению количества первичных профсоюзных организаций.

В 2020 году истек срок действия территориальных трёхсторонних соглашений в Арзгирском муниципальном районе и городе Невинномысске. Инициатива профсоюзов о начале коллективных переговоров по подготовке и заключению соглашений на очередной период не была поддержана сторонами социального партнерства.

В 2021 году истекает срок действия краевого Соглашения и 18 территориальных трёхсторонних соглашений.

Вопросы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, повышения качества документов социального партнерства, предложения в краевую нормативную базу, итоги краевого конкурса «Эффективный коллективный договор – основа согласования интересов сторон социального партнерства», а также другие вопросы, были рассмотрены на заседаниях Постоянной комиссии Совета Федерации профсоюзов Ставропольского края по социальному партнерству и защите социально-экономических прав работников (далее – Постоянная комиссия).

По инициативе Постоянной комиссии вопросы развития социального партнерства на всех уровнях неоднократно обсуждались на заседаниях коллегиальных органов ФПСК.

В условиях сложной эпидемической и социально-экономической ситуации, документы социального партнёрства должны содержать обязательства, направленные на повышение уровня заработной платы темпами, опережающими инфляцию, рост реальных доходов граждан, создание новых рабочих мест, сохранение социальных гарантий, недопущение нарушений трудовых прав работников, в том числе временно выполняющих трудовые функции дистанционно (удаленно).

Учитывая вышеизложенную информацию об итогах коллективно-договорной кампании в Ставропольском крае за 2020 год и задачах на предстоящий период, Президиум Территориального союза «Федерация профсоюзов Ставропольского края» ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию об итогах коллективно-договорной кампании в Ставропольском крае за 2020 год (Приложение).

2. Руководству ФПСК, членам Ставропольской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений инициировать коллективные переговоры по заключению краевого Соглашения, регионального соглашения о минимальной заработной плате на 2022 год и последующий период.

3. Членским организациям рекомендовать:

3.1. В целях формирования консолидированной позиции профсоюзов до 01 июня 2021 года внести предложения в проекты краевого Соглашения, регионального соглашения о минимальной заработной плате на 2022 год и последующий период.

3.2. Принять меры по выполнению решений краевой Комиссии, касающихся обязательств профсоюзов.

3.3. При заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров добиваться установления в них размера минимальной тарифной ставки (ставки заработной платы), минимального оклада (должностного оклада) не ниже величины МРОТ; индексации заработной платы; минимальной заработной платы не ниже 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае; внедрение программ высвобождения работников организаций в связи с сокращением их численности и штата (аутплейсмент), включающих переобучение, предоставление другого места работы, гарантий и льгот, в том числе сверх установленных законодательством.

4. Стороне профсоюзов на всех уровнях социального партнерства осуществлять мониторинг выполнения обязательств документов социального партнерства и добиваться максимального выполнения обязательств соглашений и коллективных договоров.

5. Представительствам ФПСК в муниципальных образованиях:

5.1. В целях формирования консолидированной позиции профсоюзов совместно с представителями отраслевых профсоюзов в муниципальных образованиях Ставропольского края до 01 июня 2021 года внести предложения в проекты краевого Соглашения, регионального соглашения о минимальной заработной плате на 2022 год и последующий период.

5.2. Разработать в срок до 01 июля 2021 года предложения в проекты территориальных трёхсторонних соглашений на предстоящий период, действия которых завершаются в 2021 году.

6. Отделу социально-трудовых отношений и социального партнёрства обобщить до 15 июня 2021 года предложения членских организаций ФПСК, представительств ФПСК в муниципальных образованиях Ставропольского края в проекты краевого Соглашения на предстоящий период, регионального соглашения о минимальной заработной плате.

7. Отделу социально-трудовых отношений и социального партнёрства, Правовой инспекции труда ФПСК обеспечить организационно-методическое и правовое сопровождение коллективных переговоров по заключению трехсторонних соглашений на краевом и территориальном уровнях.

8. Отделу социально-трудовых отношений и социального партнёрства, Учебно-методическому центру ФПСК, с участием заинтересованных структур, разработать и реализовать программу обучения членов комиссий по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

9. Пресс-центру ФПСК обеспечить регулярное информирование жителей Ставропольского края о деятельности органов социального партнёрства, ходе коллективных переговоров по разработке и заключению соглашений.

Председатель ФПСК                                                                                  Т.И.Чечина

Приложение
к постановлению
Президиума ФПСК
от 25.02.2021 № 10-2

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА

об итогах коллективно-договорной кампании в Ставропольском крае
за 2020 год и задачах на предстоящий период

Информационная записка подготовлена на основании представленных членскими организациями сведений о коллективно-договорной кампании по форме КДК-2, информационных записок, анализа краевых отраслевых соглашений, коллективных договоров, сведений Росстата. Краевой организацией профсоюза «Почта России» Общественной организации Профсоюза работников связи РФ отчёт по форме КДК-2 и пояснительная записка не представлены.

В 2020 году (по состоянию на 31.12.2020) в системе социального партнерства края действовало краевое трехстороннее соглашение; 11 краевых отраслевых соглашений; 31 территориальное трехстороннее соглашение; 64 отраслевых территориальных соглашений, 2 612 коллективных договора, 5 соглашений по отдельным направлениям деятельности.

Наиболее эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений на краевом уровне является участие в деятельности Ставропольской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – краевая Комиссия). В связи с эпидемиологической ситуацией свою деятельность краевая Комиссия возобновила во втором полугодии 2020 года в режиме видеоконференций, который ограничил возможности социального диалога.

Несмотря на формат проведения заседаний, решения, принятые краевой Комиссией с непосредственным участием ФПСК, позволили предусмотреть в краевом бюджете на 2021 год дополнительные средства на индексацию мер социальной поддержки (273,8 млн. рублей), обеспечение выплаты с 01.01.2021 года минимального размера оплаты труда, равного 12792 рубля (417,4 млн. рублей), обеспечение реализации Постановлений Конституционного суда РФ (11,3 млн. рублей), 30 %-ное увеличение фонда оплаты труда работников государственных учреждений занятости (38,0 млн. рублей).

Реализация главного документа социального партнёрства в крае - Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом «Федерация профсоюзов Ставропольского края» и Региональным объединением работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2019-2021 годы (далее – краевое Соглашение) способствовала росту номинальной заработной платы, которая составила 32728,7 рублей (на 106,6% за 11 месяцев 2020 года) и реальной заработной платы (на 102,9% за 11 месяцев 2020 года).

В то же время не удалось добиться запланированной индексации заработной платы работников, на которых не распространяется действие отдельных Указов Президента Российской Федерации.

По итогам 9 месяцев 2020 года динамика роста уровня заработной платы не позволила Ставропольскому краю подняться в рейтинге регионов Российской Федерации выше 57 места, а по динамике реальных денежных доходов населения, которые продолжили в 2020 году снижаться, край занял 73 место. Доля бедного населения по оценкам за год увеличилась с 14 до 15%.

В этой связи, одной из главных задач, стоящих перед ФПСК в рамках реализации Указов Президента РФ от 07.05.2018 № 204, от 21.07.2020 № 474, в части обеспечения роста реальных доходов населения, является заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате на уровне, превышающем МРОТ.

Под влиянием пандемии коронавирусной инфекции резко обострилась ситуация на рынке труда. За 2020 год численность безработных выросла более чем в 8 раз и на 01.01.2021 составила 84,5 тыс. человек. Общий уровень безработицы (по методологии МОТ) возрос до 7,2% (на 01.01.2020 - 4,8%). В текущем году напряжённость на рынке труда сохраняется, что требует регулярного профсоюзного мониторинга высвобождения работников организаций в связи с сокращением их численности и штата.

Анализ информации, представленной членскими организациями позволяет сделать следующие выводы.

В отчётном году свою деятельность осуществляли краевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в отрасли образования, здравоохранения, культуры, АПК, госучреждений. На заседаниях комиссий обсуждались вопросы разработки проектов и заключения соглашений, ход их реализации. Наиболее активно работала краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ: рассмотрены вопросы соблюдения трудовых прав работников, мониторинга начисления заработной платы, внесения изменений в положения об оплате труда, в краевое законодательство, касающееся мер социальной поддержки педагогических работников и др.

Профсоюзный мониторинг заработной платы проводится краевыми организациями профсоюзов работников потребкооперации и предпринимательства, химических отраслей промышленности, радиоэлектронной промышленности, здравоохранения, образования, жизнеобеспечения, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, связи, природоресурсного комплекса.

Размеры минимальных тарифных ставок (окладов), превышающие МРОТ, установлены в отраслевых соглашениях химических отраслей промышленности, радиоэлектронной промышленности, строительства и промышленности строительных материалов, АПК.

В полном объёме обязательства коллективных договоров и отраслевого соглашения выполнялись организациями химических отраслей промышленности, в которых действуют первичные профсоюзные организации.

Уровень средней заработной платы в 2020 году в организациях (в которых созданы первичные профсоюзные организации) отраслей связи, химической промышленности уровень заработной платы превышает отраслевой уровень.

Вместе с тем, по данным статистики, в организациях торговли, общественного питания, потребкооперации, агропромышленного комплекса уровень заработной платы сложился ниже среднекраевого и среднеотраслевого значений.

В большинстве предприятий ЖКХ, где действуют первичные профсоюзные организации, в соответствии с краевым отраслевым тарифным соглашением размеры тарифных ставок повышены с 01 июля. В то же время, уровень заработной платы в этих организациях существенно ниже среднекраевого.

В связи с предстоящим обсуждением на заседании краевой Комиссии вопроса, связанного с влиянием обязательств краевого отраслевого тарифного соглашения на формирование тарифов, необходимо провести анализ соотношения фондов оплаты труда относительно роста тарифов в организациях ЖКХ в 2019-2020 годах.

По сведениям членских организаций отраслей социальной сферы обязательства отраслевых документов социального партнёрства в отчетном периоде выполнялись в полном объеме.

Инициатива стороны профсоюзов позволила в установленном законом порядке заключить отраслевые соглашения в агропромышленном комплексе и сфере культуры Ставропольского края на 2021-2023 годы, которыми установлены повышенные гарантии не только по сравнению с Трудовым кодексом РФ, но и ранее действующими соглашениями.

Следует отметить, что тексты ряда краевых отраслевых соглашений отсутствуют в информационных системах («Консультант плюс», «Гарант»), на сайтах членских организаций, отраслевых министерств, что исключает возможность информирования заинтересованных пользователей.

В 2020 году в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки состоялось 51 заседание территориальных трехсторонних комиссий (2019 год – 109), большинство из которых проводились в рабочем порядке и в формате видеоконференций. В Арзгирском, Кочубеевском, Левокумском муниципальных районах, городах Кисловодск, Пятигорск, Невинномысск заседания в 2020 году не проводились.

В целях оказания организационно-методической помощи, ФПСК совместно с министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края разработаны и направлены в муниципальные образования Примерное положение о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Макет регламента работы территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, учитывающие изменения действующего законодательства.

В 2020 году при непосредственном участии профсоюзов органами местного самоуправления 16-ти образованных муниципальных округов приняты новые нормативные документы, в том числе в социально-трудовой сфере; их разработка и принятие продолжает осуществляться в текущем 2021 году.

Позиция профсоюзов в Туркменском и Курском муниципальных районах позволила добиться распространения мер социальной поддержки на библиотекарей общеобразовательных школ, работающих и проживающих в сельской местности.

Согласованные действия профсоюзов способствовали тому, что в Кировском, Новоалександровском городских округах и Шпаковском муниципальном округе сторонами социального партнерства было принято консолидированное решение об установлении в территориальных трехсторонних соглашениях размера минимальной тарифной ставки (оклада) не ниже МРОТ в организациях внебюджетного сектора экономики.

На местном уровне действовало 64 территориальных отраслевых соглашения (33 - в сфере образования; 4 - в сфере культуры; 19 – в сфере муниципального управления; 7 – в сфере АПК, 1 – в сфере ЖКХ).

В 2021 году завершается действие 18 территориальных трёхсторонних соглашений (Труновский, Александровский, Апанасенковский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Курский, Левокумский, Нефтекумский, Петровский, Предгорный, Степновский, г. Ставрополь, г. Ессентуки, Железноводск, г. Кисловодск, г.Пятигорск).

По сведениям членских организаций, в 2020 году коллективные договоры заключены в 97 % организаций, где действуют первичные профсоюзные организации. Действие 2 612 коллективных договоров распространялось на 235,1 тыс. работников, в том числе, на 193,3 тыс. членов профсоюзов. Количество организаций, в которых работников представляют иные представители (не профсоюзы) сохранилось на уровне 2019 года. Количество коллективных договоров в 2020 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 146 ед. (пропорционально снижению количества первичных профсоюзных организаций). Наибольшее снижение коллективных договоров произошло в краевых организациях профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (на 56 ед.); госучреждений и общественного обслуживания (на 37 ед.). В 78 % коллективных договоров предусмотрена индексация заработной платы.

В целях распространения лучших практик коллективно-договорного регулирования на локальном уровне, в крае ежегодно проводится конкурс «Эффективный коллективный договор – основа согласования интересов сторон социального партнёрства».

В 2020 году в конкурсе приняли участие 86 хозяйствующих субъектов (в 2019 году - 109), в том числе, 73 организации бюджетной сферы и 13 представителей коммерческой сферы (в 2019 соответственно – 83 и 26).

В подавляющем большинстве коллективных договоров сторона работников представлена первичными профсоюзными организациями (71 коллективный договор).

В ряде случаев представленные на конкурс документы свидетельствуют о формальном подходе к переговорному процессу, а в некоторых случаях фактическом отсутствии диалога с работодателем, что не позволяет первичным профсоюзным организациям добиваться максимально выгодных условий для работников.

К наиболее существенным недостаткам представленных коллективных договоров следует отнести наличие в них норм, противоречащих действующему законодательству; отсутствие конкретных дат, размеров и порядка индексации заработной платы; размеров ставок заработной платы, тарифных ставок и окладов, конкретных размеров гарантий и компенсаций и порядка их предоставления; несоответствие обязательствам соглашений всех уровней.

В целях повышения эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне на базе УМЦ ФПСК реализованы образовательные программы, сформированные с учетом последних изменений в трудовом законодательстве (в очном (г. Ставрополь, г. Кисловодск) и дистанционном формате).


Возврат к списку