Федерация профсоюзов Ставропольского края

Правовая работа | Постановления президиума ФПСК

27.12.2018

Постановление Президиума Федерации профсоюзов Ставропольского края от 21.12.2018 № 27-1 «О реализации на территории Ставропольского края Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 г. № 38-П»

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 усилия социальных партнёров должны быть направлены на борьбу с бедностью, повышение реальных доходов работников. Основным способом решения поставленных задач является повышение заработной платы, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов на уровне не ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Эта проблема затронута в ходе рабочей встречи Председателя ФНПР М.В.Шмакова с Президентом РФ В.В.Путиным 09.11.2018.

В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ, который в настоящее время составляет 11163 руб. Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. С 1.01.2019 МРОТ составит 11280 руб.

Проблема составляющих МРОТ стала актуальна с 2007 года – с момента внесения изменений в статью 129 ТК РФ. В результате правоприменительная практика стала складываться по пути включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат. Большим шагом в регулировании данной проблемы стало Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П, отражающее, в частности, вопросы невключения в МРОТ районных коэффициентов.

В соответствии с действующим законодательством в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ч. 2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.01.2006 N 3-п "Об установлении работникам государственных учреждений Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края, коэффициента к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях" коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях установлены работникам государственных учреждений занятости, здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания, по работе с молодежью, физкультуры и спорта, ветеринарной, противопожарной и аварийно-спасательной служб Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края. Аналогичные акты были приняты органами местного самоуправления.

Вместе с тем, несмотря на указанное Постановление Конституционного Суда РФ в Благодарненском, Апанасенковском районах с 01.01.2018 года заработная плата выплачивалась не в полном объеме. Благодаря совместной работе профсоюзов с органами исполнительной власти, местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях края удалось урегулировать ситуацию путем выделения денежных средств для выплаты коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях сверх МРОТ.

В краевом бюджете 2019 года на основании предложений ФПСК заложены средства в сумме 142,86 млн. рублей на выплату повышающих коэффициентов к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам учреждений социальной сферы, без включения этих коэффициентов в состав МРОТ.

Что касается иных выплат, то в соответствии с п.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных в указанном Постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В этой связи в качестве аргументов при ведении коллективных переговоров должны служить действующие в настоящее время соглашения и коллективные договоры, содержащие указанные нормы. Очевидно, что установление дополнительных гарантий работникам в коллективных договорах в отсутствии соответствующих соглашений крайне проблематично.

В то же время конструктивный социальный диалог позволяет добиваться определённых результатов. В ряде соглашений по отраслям производственной сферы размер минимальной тарифной ставки установлен выше МРОТ:

в Отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу Ставропольского края на 2018-2020 годы – не ниже МРОТ;

в Отраслевом тарифном соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2019 - 2021 годы - не менее 1,4 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На уровне коллективных договоров минимальная тарифная ставка выше МРОТ установлена в организациях радиоэлектронной промышленности, электроэнергетики и др. Однако в целом в Ставропольском крае сохраняется тенденция, когда низкооплачиваемым категориям работников и в производственном, и в непроизводственном секторе оклады и тарифные ставки устанавливаются ниже уровня МРОТ.

Всего в крае только в государственных и муниципальных организациях 43,5 тыс. человек получают заработную плату на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, на её обеспечение в бюджете края предусмотрены средства в сумме 517,0 млн. рублей.

Важным моментом также является практическое отсутствие дифференциации между низкоквалифицированными работниками, получающими МРОТ, и специалистами. Особенно остро эта проблема стоит в отраслях непроизводственной сферы (образование, культура, социальное обслуживание и др.). Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Ставропольской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В то же время практика социального партнёрства свидетельствует о том, что качество коллективных переговоров остаётся недостаточно высоким. Отраслевые тарифные соглашения в ряде случаев не выполняются. Продолжает существовать проблема правомочности действующих соглашений. Недостаточно эффективно проводится профсоюзный мониторинг действующих в организациях систем оплаты труда, в том числе, размеров минимальных тарифных ставок, минимальных окладов, размеров и порядка выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок. Всё это не позволяет вести эффективные коллективные переговоры, в том числе по вопросу заключения соглашения о минимальной заработной плате в Ставропольском крае.

В целях реализации положений Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 Президиум ФПСК постановляет:

1. Представителям ФПСК в Ставропольской краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложить рассмотреть в 2019 году вопрос «О действиях сторон социального партнерства по реализации Соглашения между Правительством Ставропольского края, Территориальным союзом «Федерация профсоюзов Ставропольского края» и Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» в части, касающейся обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, легализации трудовых отношений в Ставропольском крае»

2. Рекомендовать членским организациям:

2.1. Проводить регулярный мониторинг действующих в организациях систем оплаты труда, в том числе, размеров минимальных тарифных ставок, минимальных окладов, размеров и порядка выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок, фактической реализации коллективных договоров и соглашений, в срок до 18 января 2019 года предоставить в отдел социально-трудовых отношений информацию по мониторингу правоприменения в области оплаты труда;

2.2. Обеспечить разработку отраслевых соглашений, заключаемых в 2019 годы, в соответствии с процедурой, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации;

2.3. Обеспечить с учетом проводимого мониторинга установление в отраслевых соглашениях размеров минимальных тарифных ставок, минимальных окладов на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, порядка, размеров и сроков индексации заработной платы.

3. Представительствам ФПСК в муниципальных образованиях:

3.1. В рамках реализации территориальных трёхсторонних соглашений совместно с органами по труду проводить анализ коллективных договоров, в том числе, уделяя внимание вопросам установления размеров минимальных тарифных ставок, минимальных окладов, размеров и порядка осуществления компенсационных и стимулирующих выплат, осуществлять контроль выполнения соглашений и коллективных договоров.

3.2. В рамках Дней охраны труда в муниципальных образованиях инициировать вопросы, связанные с реализацией законодательства об оплате труда (индексация заработной платы, реализация законодательства о МРОТ, установление компенсационных выплат работникам и др.).

 

 

Председатель ФПСК                                                                       Т.И.Чечина

 


Возврат к списку