Социально-трудовые отношения | Постановления президиума ФПСК
Постановление Президиума Федерации профсоюзов Ставропольского края от 29.02.2016 № 3-2 «Об итогах коллективно-договорной кампании в 2015 году и задачах на предстоящий период»
Президиум Федерации профсоюзов Ставропольского края отмечает, что коллективно-договорная кампания в 2015 году проводилась в сложной социально-экономической ситуации. На фоне экономического спада резко возросла инфляция, что привело к существенному снижению денежных доходов граждан, реальной зарплаты работников, уровня жизни и покупательной способности населения. Два года подряд не индексировался фонд оплаты труда работников внебюджетного сектора и социальные выплаты отдельным категориям граждан, предусмотренные краевыми законами, росли долги по заработной плате, нарастала напряженность на рынке труда. При этом увеличены прямые и косвенные сборы с работников, налоговая нагрузка на граждан (введение платы за капремонт, налога на недвижимость по кадастровой стоимости).
В ситуации социальной и экономической нестабильности существенно повышается роль коллективных договоров и соглашений, как механизма реализации защитной функции профсоюзов.
По состоянию на 1 января 2016 года в системе социального партнерства края действуют: краевое трехстороннее соглашение; 30 краевых отраслевых соглашений; 31 территориальное трехстороннее соглашение (из них легитимных – 28); 84 отраслевых территориальных соглашений; 3041 коллективных договоров. Действие коллективных договоров распространяется на 266571 работника, в том числе на 221481 члена профсоюзов (приложение №1). В прошлом году наметилась тенденция к снижению количества организаций, в которых одной из сторон колдоговора является не профсоюз, а иные представители работников.
Заключение нового Соглашения между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы стало главным событием коллективно-договорной кампании в отчетном периоде.
Несмотря на пассивное участие большинства членских организаций ФПСК в разработке этого документа, стороне профсоюзов удалось отстоять ключевые положения, определенные решениями IX съезда ФНПР, XXVI отчетно-выборной конференции ФПСК.
По информации членских организаций основные трудности при ведении переговоров по разработке и заключению соглашений, коллективных договоров были обусловлены происходящими в отраслях и организациях процессами реорганизации и изменением организационно-правового статуса организации; сменой собственников или руководителей; затягиванием работодателями переговоров; неустойчивым финансовым положением организаций реального сектора экономики; снижением объема расходов краевого бюджета, обусловленным обслуживанием государственного долга и т.п.
В отчетном периоде усилилось влияние краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на формирование регионального законодательства. В частности, в действующий краевой закон о социальном партнерстве внесены изменения, уточняющие полномочия и ответственность сторон социального диалога, принят закон Ставропольского края «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Ставропольского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края».
В то же время, как уже неоднократно отмечалось, ряд краевых отраслевых и территориальных трехсторонних комиссий остаются в роли совещательных органов без влияния на процессы, происходящие в отраслях и муниципальных образованиях. Как следствие – низкое качество соответствующих соглашений.
В 2015 году с непосредственным участием представителей ФПСК в муниципальных образованиях заключено 11 новых территориальных трехсторонних соглашений, учитывающих особенности экономического и социального развития территорий и преемственность с краевым трехсторонним соглашением.
В настоящее время все еще сохраняются такие проблемы, как низкая информированность работников о роли коллективных договоров и соглашений, недостаточный контроль со стороны профсоюзов их исполнения, формальная пролонгация коллективных договоров и соглашений без корректировки их положений, рекомендательный характер обязательств.
Современное состояние социально-трудовых отношений предъявляет повышенные требования к кадровому обеспечению переговоров на разных уровнях социального партнерства.
Проблема повышения образовательного уровня, профессиональной компетенции участников системы социального партнерства должна стать одним из приоритетных направлений деятельности профсоюзов.
В 2016 году завершается действие 5 краевых отраслевых и 11 территориальных трехсторонних соглашений.
Президиум ФПСК отмечает, что коллективно-договорная кампания 2016 года проходит в тяжелых социально-экономических условиях – в условиях спада производства, снижения уровня реальных доходов населения, ограниченных финансовых ресурсов организаций, дефицита краевого и местных бюджетов. В этой связи при проведении коллективных переговоров усилия членских организаций, представительств ФПСК в муниципальных образованиях должны быть направлены на разработку эффективных мер по минимизации для работников негативных последствий в экономике и социальной сфере, конструктивное взаимодействие с социальными партнерами.
Президиум Федерации профсоюзов Ставропольского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Согласиться с выводами и предложениями, изложенными в информационной записке «Итоги коллективно-договорной кампании 2015 года» (приложение №2).
2.Руководству ФПСК, членским организациям ФПСК и их структурам, Представительствам ФПСК в муниципальных образованиях в предстоящей коллективно-договорной кампании:
проводить переговоры, основываясь на стандартах достойного труда, добиваться включения в коллективные договоры и соглашения конкретных обязательств в области экономической политики, заработной платы, занятости, социальной политики, гарантий профсоюзной деятельности и развития социального партнерства;
инициировать заключение краевого соглашения о минимальной заработной плате с распространением его действия на государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год. В этих целях до 1 июня 2016 г. провести анализ численности и категорий работников государственных и муниципальных учреждений Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности, у которых размер среднемесячной заработной платы ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Ставропольского края;
добиваться безусловного выполнения Соглашения между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы;
инициировать внесение изменений в действующую региональную нормативную правовую базу в части, касающейся повышения статуса органов социального партнерства.
3.Членским организациям:
внести предложения в план мероприятий по реализации Соглашения между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016-2018 годы в срок до 1 апреля 2016 г.;
с целью обоснованности требований и контроля за исполнением договоров и соглашений в части повышения заработной платы и тарифной части в ней организовать систематический мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, уровней заработной платы, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда;
оказывать содействие членам координационных советов в муниципальных образованиях – представителям соответствующих отраслевых профсоюзов в подготовке предложений в местные бюджеты, территориальные трехсторонние соглашения, проведении коллективных действий профсоюзов;
обеспечить достоверность и качество направляемой в ФПСК информации по итогам коллективно-договорной кампании.
4.Членским организациям, координационным советам организаций профсоюзов в муниципальных образованиях в рамках комиссий по регулированию социально-трудовых отношений осуществлять контроль за:
ходом выполнения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2013-2018 годы (с учетом внесенных изменений Постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 №973) и реализацией краевых отраслевых «дорожных карт»;
ходом реализации Плана мероприятий по снижению неформальной занятости, повышению собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на территории Ставропольского края;
соблюдением процедуры формирования соответствующих органов социального партнерства, порядка разработки и заключения соглашений, коллективных договоров.
5.Учебно-методическому центру ФПСК разработать программу обучения представителей ФПСК в муниципальных образованиях по основным направлениям деятельности профсоюзов до 15 апреля 2016.
6.Молодежному совету ФПСК активизировать работу по разработке разделов по молодежной политике в соглашениях и коллективных договорах.
7.Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя ФПСК Т.И.Чечину.
Председатель ФПСК В.И.Брыкалов