Новости
Получили актуальные знания
В рамках четвертого занятия Университета правовых знаний по теме «Законодательные основы правозащитной деятельности профсоюзов» около 150 молодых профактивистов Ставрополья под руководством опытных преподавателей из числа руководителей краевых министерств и ведомств, органов контроля и надзора края, ученых ведущих ставропольских вузов освоили новые знания в сфере бюджетной политики и налогообложения, пенсионного обеспечения и социального страхования граждан, социально-экономического развития муниципальных образований.Отчитались представители ФПСК
На совещании правовых инспекторов труда межмуниципальных представительств ФПСК подводились итоги их работы за 2011 год и ставились задачи по совершенствованию правозащитной деятельности профсоюзов на предстоящий период.Положение о правовой инспекции труда ФПСК
1. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда ФПСК создается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом ФНПР, Уставом ФПСК и Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением исполкома ФНПР от 17.02.2016 № 2-14 для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (далее – контроль за соблюдением трудового законодательства).
Правовые инспекторы труда ФПСК осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФПСК.
1.2. Правовая инспекция труда ФПСК осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, а также уставом ФПСК и настоящим Положением.
2. Задачи правовой инспекции труда ФПСК
Основными задачами правовой инспекции труда ФПСК являются:
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.
2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, членских организаций.
3. Основные полномочия правовой инспекции труда ФПСК
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда ФПСК наделяются следующими полномочиями:
3.1. В целях проведения проверок и оказания практической помощи членам профсоюзов в порядке, установленном настоящим Положением, при предъявлении удостоверений установленного образца беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФПСК.
Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для исполнения (Приложение № 1), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (Приложение № 2).
3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.
3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
4. Права и обязанности правовых инспекторов труда ФПСК
Правовые инспекторы труда ФПСК имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, в том числе об установлении и изменении индивидуальных условий труда.
4.3. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Ставропольского края, нормативных актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
4.4. Взаимодействовать по вопросам, относящимся к компетенции правовых инспекторов труда, с членскими организациями ФПСК, их правовыми инспекциями труда и иными юристами, в том числе обмениваться соответствующей информацией, участвовать в проведении совместных мероприятий.
4.5. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.
4.6. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.
4.7. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
Правовые инспекторы труда ФПСК обязаны:
4.8. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.
4.9. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов
4.10. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.
4.11. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.
4.12. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.
4.13. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
4.14. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда ФПСК, других правовых служб членских организаций ФПСК, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членских организаций.
4.15. Участвовать в подготовке сведений о нарушениях прав профсоюзов для направления имеющихся материалов и информации о принятых мерах в вышестоящие выборные профсоюзные организации.
4.16. Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, представлять главному правовому инспектору труда ФПСК отчет о правозащитной работе по установленной форме (Приложение № 3) с пояснительной запиской и копиями необходимых документов.
5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда ФПСК
5.1. Президиум ФПСК создаёт правовую инспекцию труда ФПСК в структуре правового отдела аппарата ФПСК.
Руководство правовой инспекцией труда ФПСК осуществляет заведующий правовым отделом аппарата ФПСК, являющийся главным правовым инспектором труда ФПСК, который назначается на эту должность Президиумом ФПСК.
5.2. На должность главного правового инспектора труда ФПСК Президиумом ФПСК назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда ФПСК, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда ФПСК.
Не реже одного раза в пять лет правовые инспекторы труда ФПСК проходят переподготовку и/или повышение квалификации.
Должность правового инспектора труда ФПСК приравнивается к должности главного специалиста отдела аппарата ФПСК.
5.3. Главный правовой инспектор труда ФПСК:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда ФПСК;
вносит руководству ФПСК предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда ФПСК;
обеспечивает подготовку сведений о правозащитной работе ФПСК;
организует обучение, стажировку и повышение квалификации правовых инспекторов труда ФПСК, в том числе внештатных;
обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда ФПСК;
осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда (иными юристами) членских организаций ФПСК, получает необходимые сведения об их правозащитной деятельности, в том числе сведения о результатах правозащитной деятельности членских организаций ФПСК по итогам работы за календарный год по установленной форме (Приложение № 4);
в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда профсоюзов профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.
5.4. Жалобы на действия главного правового инспектора труда ФПСК рассматриваются руководством ФПСК.