Федерация профсоюзов Ставропольского края

СМИ о нас

02.07.2010

«Профсоюзы – общественная сила или пассив?» («прямая линия»). Записала Л.В.Ракитянская, «Вечерний Ставрополь»

В редакции «вечернего Ставрополя прошла «прямая линия» с председателем Ставропольской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Александром Некрасовым. Как водится, разговор сразу приобрел локальный характер: людей больше всего интересуют частности, касающиеся их работы. Но они, конечно, напрямую связаны с общими темами, заявленными на «прямой линии». Сегодня публикуем отчет о диалоге лидера городского профсоюза работников образования с педагогами краевого центра.

Членам профсоюза – скидки

Первой на «прямую линию» дозвонилась Клавдия Николаевна. Она спросила, как получить бесплатную путевку на отдых.

Председатель городской организации профсоюза ответил так:

Отдых – не единственная и не основная «епархия» профсоюзов. На эту тему нам вопросы задают как бы по инерции, ведь в советские времена общественные организации – компартия и профсоюзы – исполняли некоторые функции социального страхования. Отсюда сложилось устойчивое мнение, что профсоюз выдавал профсоюзные путевки. Но это было далеко не так – он их лишь распределял, используя средства фонда социального страхования.

Сейчас же ситуация с отды­хом такова: профсоюзы имеют в собственности санатории. Но для того, чтобы они функцио­нировали, нужны деньги на со­держание. Так что бесплатные путевки мы не можем давать. Но тем не менее принято решение на федеральном уровне (ФНПР), на краевом уровне (ФПСК), что для членов профсоюза в профсо­юзные санатории (в том числе на Черноморском побережье, на Кавмингруппе) выделяются пу­тевки с 20-процентной скидкой. По таким путевкам мы порядка 30- 40 человек отправляли на отдых ежегодно. И в этом году план вы­полним, дополнительно исполь­зуем и свои средства — к приме­ру, сможем в некоторых случаях оплатить дорогу. Мы используем и средства фонда медицинского страхования: у нас в городе есть Центр реабилитации и оздорови­тельной медицины. До 2010 года по 6 человек в месяц мы туда на­правляли, а в этом году - в связи с Годом учителя - 12 человек в ме­сяц. Там питание, проживание и частично лечение — бесплатные. Кроме того, у нас есть договорен­ность с лингвистическим универ­ситетом в Пятигорске: мы ежегод­но отправляем туда 6 - 8 человек в профилакторий «Ореховая роща» - вот это чисто за счет средств профсоюза. Мы оплачиваем ле­чение и проживание, а питание человек организует сам — как ему удобно. Так что в этом году почти на 1 млн рублей наши люди полу­чат льготы на оздоровление.

Защита прав – дело профсоюзов

Наталья Витальевна спро­сила: если Пенсионный фонд отказывает в назначении трудо­вой пенсии, можно ли за юриди­ческой помощью обращаться в горком отраслевого профсоюза, чтобы интересы человека в суде защищал профсоюз?

А.Некрасов ответил:

- Не только можно, но и нужно! У нас очень обширная судебная практика – бывает, что от 60 до 70 дел мы выигрывали именно по этой проблематике. Если мы встречаем в суде работника образования с адвокатом, даже приходится спрашивать, из какого он учреждения, и почему их профсоюзный лидер не знает, что это можно делать бесплатно. А ведь судиться - нынче для учителя дело дорогостоящее. Чтобы только написать исковое заявление, нужно около 3 тысяч рублей. Представление интересов обходится в 12 тысяч! А мы это делаем бесплатно.

Нагрузка, ставка, надбавка

Вопрос о нагрузке для учите­лей начальных классов задали из МОУ СОШ № 27. А. Некрасов пояснил, что учебная нагрузка на ставку учителя начальных классов по нормативу составляет 20 ча­сов. Но будет ли 16 или 18 часов у человека — это тема не учителя, а работодателя. Потому что если работодателю нечем «догрузить» учителя до ставки педагогической работы, а работник не согласен работать меньше, чем на ставку, то работодатель обязан доплачи­вать до ставки.

Ирина Владимировна, моло­дой педагог, спросила о надбав­ке для молодого специалиста — в каком размере она должна ему выплачиваться, когда человек бе­рет больничный лист или уходит на учебу? Есть ли губернаторская надбавка для молодых учителей и в каком размере?

Постановлением главы г. Ставрополя от 24.04.2010 г. муниципальная надбавка моло­дым специалистам определена в 20 процентов; ею пользуется 330 человек, в городском бюд- жете-2010 на эти цели заложено 4 млн 675 тыс. рублей. Мы во многом инициировали это реше­ние, оно было принято раньше, в 2010 году пролонгировано. Над­бавка выплачивается и при рас­чете за больничный, трудовой и учебный отпуск. Что касается 50-процентной губернаторской надбавки, то об этом документе можно поинтересоваться на на­шей «горячей линии» - по теле­фонам 26-25-63 и 26-12-02, от­ветил А. Некрасов.

Отгул или оплата? Налоги и зарплата…

Многие учителя начальных классов посетовали: у них разо­рван отпуск из-за того, что их обязывают присутствовать на ЕГЭ. Да, за это дают отгулы, но использовать их зачастую невозможно – из-за специфики работы. Как быть? Нельзя ли платить, как за рабочие дни?

Правовая сторона сторона этого вопроса проста: разорвать отпуск можно только с письменного согласия работника. Поэтому все ссылки работодателя на то, что это производственная необходимость, несущественны. Руководитель должен в этой ситуации найти умное, компромиссное решение. Приказ можно написать. Но он будет недействительным. Если работник своей подписью не подтвердил, что он с документом ознакомлен. И если человек не явится на ЕГЭ, то виноват будет не он, а руководитель учреждения. Вот так-то!

Воспитатели детского сада и многие учителя спрашивали Александра Васильевича, право­мерно ли взимание налога с педагогической литературы?

Ответ прозвучал однозначный — нет:

- Мы обращались в прокура­туру, - сказал Некрасов, - и нам разъяснили, что компенсация на книгоиздательскую продукцию налогообложению не подлежит. И скажу резковато: найдут себе приключений те руководители, те бухгалтеры, которые до сих пор взимают налог, если мы выясним, где это происходит.

Из 11-й школы позвонили: как вы относитесь к перечисле­нию зарплаты на пластиковые карточки?

- Если человек ходит каждый день на работу в одно и то же ме­сто, а потом хочет здесь же полу­чить зарплату, меня трудно убе­дить, что ему эту зарплату будет удобнее получать где-то в другом месте. А правовая сторона этого вопроса тоже проста: перевести деньги на эти пластиковые кар­точки могут только по заявлению работника.

Почему задерживают зар­плату учителям?

- Каждый раз есть причи­на, - ответил А. Некрасов, - то осваивается новая программа, то были предпраздничные дни, то деньги отправили не туда... А виновных нет! В образовании все по-другому — ответственность выше! Если классный руководи­тель сделал ошибку в аттестате, то руководитель школы, кроме объяснительной записки, дол­жен доложить в вышестоящую инстанцию о том, какие меры на­казания приняты к этому учите­лю. Следует спрашивать строже, и мы будем работать в этом на­правлении!

Дотянем до субъекта?

Татьяна Рязанцева из 12-й гимназии попросила проком­ментировать приказ Министер­ства образования № 209 от 24 марта 2010 г. по новому порядку аттестации педагогических ра­ботников:

- Есть некоторые положения этого приказа, против которых я категорически возражаю и буду прилагать все усилия, чтобы све­сти к минимуму ущерб от них, - сказал А. Некрасов. - Создается впечатление, что этот документ написан человеком, который очень давно или вообще никогда не стоял у школьной доски в ка­честве учителя. И как результат — учителя перестали аттестовываться, а значит - повышать ква­лификацию. Потому что нужно доказывать, что ты «не верблюд», причем интересным способом — формировать «портфолио», и не только... А когда человек целый день на работе, есть ли у него время заниматься «научными изысканиями», чтобы получить очень несущественную по нынеш­ним временам прибавку к зарпла­те? Вот и уходят люди от такой аттестации! Эти требования гра­ничат с издевательством, говорят мне некоторые воспитатели, и я их поддерживаю! Кому высшая квалификационная категория присваивается по этому прика­зу? Тому, кто «имеет стабильный результат освоения учащимся образовательных программ и показатели динамики их дости­жений выше средних в субъекте Российской Федерации». С этим положением я никогда не соглашусь! Потому что, к примеру, у учителя есть два разных класса: в одном 10 отличников, в другом - 10 троечников. И у меня такие лично классы были. Так что при чем здесь учитель, и как ему тот слабый класс «дотянуть до субъ­екта»? А что делать в коррекционных школах?

Нельзя лысому сделать завивку

Так образно выразился А. Не­красов, отвечая на вопросы от­носительно Закона «О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Фе­дерации в связи с совершенство­ванием правового положения государственных (муниципаль­ных) учреждений». Он предусма­тривает переходный период всту­пления в силу документа - до 1 июля 2012 года. Что делают и что будут делать профсоюзы в связи с этим, спрашивали А. Некрасова учителя:

- Прежде всего, мы не должны ждать! Потому что принят закон «в связи с совершенствовани­ем правового положения госу­дарственных (муниципальных) учреждений». Мы четко пред­ставляем, как это понимать, и не надо было сочинять аж 70 стра­ниц текста! Тем более что это по­требует изменений в десятки за­конов, затронет более 300 тысяч учреждений образования во всей стране. Раз такой размах, то воз­никает естественный вопрос — ЗАЧЕМ? Кому это выгодно, какую пользу принесет? Еще Конфуций утверждал, что не стоит затевать реформу, если она не даст деся­тикратного улучшения положе­ния! К сожалению, у нас сплошь и рядом затеваются реформы, которые вносят в общественную жизнь напряженность и раздра­жение, а положительный результат этих реформ зачастую крайне сомнителен, зато негативные последствия иногда просто очевидны.

Первый из них: не очень убе­дительно звучит цель снижения расходов на содержание обра­зования. А вот «оптимизацию сети учреждений» мы читаем только как сокращение. И вот еще сомнительный пункт: «по­вышение эффективности обра­зовательных услуг». Все это в переводе на русский язык озна­чает одно: денег не дадут, сеть (а значит, людей) сократят. А услуги от этого станут лучше? Как-то не верится!

- Устав нашего профсою­за свою задачу формулирует так, - продолжил А. Некра­сов, - защита и представление социально-экономических, про­фессиональных и иных интере­сов членов профсоюза. Так вот, интерес педагогов в этом законе практически никак не просле­живается. Мы считаем, что было бы справедливым, если бы педа­гог, работая на ставку (с высшим образованием и имея высшую квалификационную категорию), получил бы зарплату не меньше, чем среднестатистический работающий горожанин.

И потому профсоюзы отреа­гировали на закон, как только он был принят в первом чтении. Нам удалось добиться, что некото­рые «суперрыночные» положения были изъяты и сглажены: увели­чены сроки вступления его в силу. Значит, теперь времени у правительства для подготовки подзаконных актов больше, есть время и в территориях для приведения своих законов и нормативных актов в соответствие с этим законом.

Но мы продолжаем настаи­вать, что профсоюзы должны уча­ствовать в разработке и установ­лении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности — следить, чтобы они не были ниже существующих сегодня. Мы будем участвовать в разработке образовательных стандартов, требующих бюджет­ного обеспечения (эти цифры тоже не должны снижаться). Мы должны и будем участвовать в разработке показателей эффек­тивности работы учреждений, в подготовке задания на предо­ставление образовательных услуг (объем задания должен ре­ально соответствовать финансо­вому обеспечению). Очень важ­но отслеживать и такой момент: чтобы уменьшение объема суб­сидий происходило только при изменении (уменьшении) зада­ния. Профсоюзы категорически настаивают, чтобы нормативы устанавливались продуманные, научно обоснованные. Потому что, к сожалению, у нас очень ча­сто норма определяет не то, что нужно, а тр, что осталось или до­сталось.

Если кратко, то этот закон на сегодняшний день в нас опти­мизма не вселяет, но и паники не вызывает. Будем работать! И должен сказать, что нам заявляла городская администрация, что она не собирается в ближай­шее время каким-то образом уменьшать количество обра­зовательных услуг в нашем го­роде.


Возврат к списку