В любой деятельности через некоторое время возникают шаблоны и стереотипы. Хочется работать спокойно. А спокойнее всего - это по накатанной. Желание естественное. Одна проблема: через некоторое время таким же шаблоном становится не только сама деятельность, но и ее смысл. То есть формальное объяснение есть, но оно, если вдуматься, ничего не объясняет. В отношении информационной работы в профсоюзах этот принцип действует на сто процентов.
Вот есть члены профсоюза. Они вроде бы должны знать, что происходит в профсоюзе и вокруг. И это знание, как предполагается, убеждает их в том, что они состоят в правильной организации, которую нужно поддерживать и рублем, и поступками. Однако если мы посмотрим с этого ракурса на профсоюзную информацию, которая в изобилии у нас в ФНПР представлена, и оценим, как влияет она на мысли и поступки членов профсоюзов, то выйдет, что это влияние - небольшое. На основании чего я делаю такой вывод?
Формально - информационных ресурсов много. Но профсоюзные организации все так же испытывают падение профсоюзного членства. Есть и сложности с организацией массовых коллективных действий (мы их, конечно, проводим - но все больше проблем). Мы сталкиваемся с неготовностью членов профсоюза поддержать профорганизацию в конфликте с работодателем. Можно в порядке объяснения причин кивать на изменения в структуре экономики, на аутсорсинг и т.д., которые ведут к раздроблению коллектива на мелкие группы. Или на неправильных работников (профорганизация добилась повышения зарплаты, а люди начинают экономить на взносах и выходить из профсоюза)…
Все эти причины присутствуют. Но в глобальном смысле наши проблемы означают следующее: людей мы формально проинформировали, но не смогли существенно повлиять на их мнение. Не смогли установить в их сознании прямую связь: я должен быть в профсоюзе, потому что это правильно, это выгодно и благородно. И потому что это включает меня в многомиллионную общность. Вместо механического повторения фразы “осознанное членство” пора говорить об “осознанной ценности”.
Членство в профсоюзе должно быть осознанной ценностью. Тем, чем люди дорожат и что готовы защищать, невзирая на возможные сложности или проблемы. А чем дорожат люди? Тем, во что они верят, что боятся потерять. Давайте скажем прямо: если люди не дорожат профсоюзным членством, выходят из профсоюза, значит, эти люди нам не верят.
И между прочим: вера не базируется на материальной выгоде. Если вы считаете, что вера приходит исключительно через рассказ о небольшой материальной выгоде, то это ошибка. В профсоюзной среде - иногда, за рюмкой чая - любят сравнивать профсоюз с церковью и мафией. В смысле вечности и огромности. Но церковь за сотни лет построила гигантский, непрерывно работающий аппарат убеждения, который использует совершенно разные механизмы - от регулярной проповеди и исповеди до огромного числа изданий. И если вы откроете эти издания, то там разговор идет не о заседании отдела внешних церковных сношений с перечнем решений. А о том, что реально волнует людей: для чего и почему я живу, что будет со мной и моими близкими, как жить правильно. То есть разговор идет не о выгоде - о ценностях.
Что же касается мафии, то один из ее главных принципов - омерта, обет, смысл которого - не предавать свою организацию. Это не выгода, это тоже ценность, на которой построена структура.
Эти ценности и принципы - что святые, что преступные - буквально вдалбливаются в головы людей. Чтобы поддерживать эти ценности и принципы, существует огромный, единообразный аппарат убеждения и принуждения. Представьте, что церковь и мафия пришли к выводу, что-де стоит людей просто проинформировать - и те сами собой убедятся в их пользе. Смогут сами решать, что и как рассказывать о церковных традициях, ходить ли на исповедь, как относиться к причастию. Лично решат, говорить ли полиции о преступлениях... Если бы такое произошло, ни церкви, ни мафии сегодня не было бы.
Смысл не в том, чтобы нечто высказать. Смысл в том, чтобы убедить в высказанном людей - с помощью методичной, комплексной и ресурсозатратной работы.
Но - обратите внимание! Мы-то с вами работаем как раз в структуре, где вроде бы можно и ходить, и не ходить на митинги, можно вести пропаганду среди членов профсоюза или молчать до отчетно-выборных собраний. Где на стенд можно повесить только информашку о спортпразднике, выпустить бюллетень в 10 экз. и утверждать, что информационная работа с членом профсоюза ведется. А всю разноголосицу списывать на демократические принципы, на “специфику” и отсутствие денег. Если жить в такой колее, то не нужно удивляться уменьшению числа членов профсоюзов.
Вообще, это разговор не только об информационной работе, но и об основных принципах профсоюзного общежития. О том, как нам правильно и эффективно жить и работать в наших организациях. И вывод единственный: если мы живем по разным правилам и не выполняем даже их - ни о каком положительном эффекте говорить нельзя. Это относится к любому направлению нашей работы. В том числе к работе информационной.
А способы борьбы с накатанной колеей известны: на каждом уровне оценить работу и имеющиеся ресурсы, понять, где есть пробелы, ликвидировать их.
Надеюсь, теперь понятнее - почему октябрьский Генсовет ФНПР решил следующий год объявить Годом профсоюзной информации и в каком направлении мы планируем двигаться.
А. Шершуков, секретарь ФНПР.
Источник: www.solidarnost.org