Меню
Позвоните нам по телефонам:
Задать
вопросонлайн

Год профсоюзной информации

Профсоюзы и архаика
15.11.2017

Профсоюзы и архаика

Определимся в терминах. Архаика - это ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. Как этот термин относится к профсоюзам? Напрямую. К слову сказать, на днях во Львове отметили 200-летие возникновение профсоюзов на Украине. Не будем спорить, профсоюзы в мире существуют более 200 лет. И технологии, структура, да и стиль их работы менялись за это время существенно - это факт. Но если мы посмотрим на российские профсоюзы сегодня, то зафиксируем одну существенную проблему.

Для успешной работы любой структуры необходимо, чтобы она была адекватна внешнему миру. Соответствовала тем структурам, которые выступают в качестве ее контрагентов во внешнем мире. В данном случае “соответствие” - это одинаковый язык (терминология), инструменты, применяемые в работе, сходные управленческие методики. В случае профсоюзов внешними контрагентами выступают бизнес, власть и общество. Адекватность профсоюзов отнюдь не означает, что они должны непременно использовать показатели KPI для оценки результативности (как это делает бизнес), разрабатывать кодексы поведения своих сотрудников (как это делает госаппарат) или агитировать потенциальных сторонников в стиле рэп-баттлов (как сегодня привлекают аудиторию популярные шоумены). Но как минимум - профсоюзы не должны выглядеть устаревшими, существующими лишь в силу некоей исторической традиции. Не должны просто потому, что такой имидж ставит под угрозу не только развитие, но и существование организации.

И вот здесь у нас кто-то кое-где порой, что называется, не вполне соответствует эпохе. По тому же перечисленному выше списку параметров: язык, инструменты, технологии.

Почему так получилось и что с этим делать?

Процесс преобразований советских профсоюзов в постсоветские проходил в 90-е годы одновременно с изменениями в технологиях управления, коммуникации. Собственно, одновременно он шел и в России, и в остальном мире. Тогда возглавляли новые российские профсоюзные организации вполне еще молодые руководители, которые, к тому же прошли довольно серьезную и современную на тот момент кадровую школу. Хаос в экономике 90-х в России отбросил развитие страны назад, а ее восстановление в период 2000 - 2010 годов, по большому счету, проходило примерно в той же привычной социально-экономической традиции.

Эта «заморозка» позволила профсоюзам полноценно участвовать в жизни страны, не слишком заморачиваясь на теме своего управленческо-технологического обновления. Даже такие новые инструменты, как интернет или компьютер, воспринимались просто как некая новая форма давно знакомого телефона и пишущей машинки. До определенного момента так и было. И можно было подачу информации на интернет-сайте ограничивать постановлениями, а группы в социальных сетях использовать не для взаимной коммуникации, а как аудиторию для «доведения информации»: мы вещаем, они внемлют.

Однако с начала 2010-х изменения коммуникации в обществе, власти и бизнесе резко ускорились. Такие же изменения происходили и в используемых технологиях, управленческих методиках. Например, персонализация обращения к потребителю (для бизнеса) или к избирателю (для власти) сегодня основывается на технологиях, языке и методах, которых не было еще пять лет назад.

Мир изменился. И в нем уже сложно выглядеть современно и востребованно только за счет того, что профсоюзный лидер использует якобы рабочую лексику (на которой рабочие уже давно не говорят) или, извините, косит под народного простачка. Вот это и есть сегодня архаика в профсоюзах.

И не только это. Публичный отказ от адекватных времени форм коммуникации. Закрытость. Устаревшие формы управления организациями. Перечень можно продолжать. Выходит перед серьезной аудиторией (представители власти, бизнеса) руководитель профсоюза и начинает «валять ваньку», рассказывая дешевые байки, - это архаика. Выходит другой руководитель и рассказывает, что он против интернета и социальных сетей, потому что там сидят одни бездельники, а значит - нормально работающий сайт ему принципиально не нужен. Это тоже архаика.

Надо понять еще одну вещь. Бизнес и власть безжалостно ликвидируют архаичные методы в своей среде не потому, что очень этого хотят. Любые изменения - это проблемы. Бизнес и власть делают это потому, что это лучше работает для реализации целей, которых они хотят достичь: деньги и влияние. Неужели вы думаете, что немолодой богатый человек Дональд Трамп много пишет в «Твиттере» только потому, что он графоман? Он пишет, потому что это форма влияния на аудиторию. То же самое относится и, например, к Рамзану Кадырову. Просто у кого-то это получается, а у кого-то (Дмитрий Анатольевич Медведев) выглядит несколько надуманно, подчас анекдотично. Но и он хотя бы пытается, понимая важность таких инструментов.

Борьба с архаикой - с привычными, но устаревшими формами влияния на аудиторию - по линии «язык, технологии, управленческие методы» должна сейчас стать приоритетной для профсоюзов. Понятно, что в совокупности с идеологией. Но сегодня идеологию телефоном и пишмашинкой не продвинешь. Да и просто компьютером - тоже. У нас есть примеры внедрения современности в «профсоюзные меха». Их просто должно стать резко больше. Это - вопрос выживания.

А. Шершуков,

Источник: solidarnost.org



Наши партнеры