Новости
Полезное сотрудничество
По инициативе администрации Новоселицкого муниципального района состоялось совещание, на котором обсуждались итоги работы, проделанной по ее приглашению специалистами Федерации профсоюзов Ставропольского края по оказанию помощи учреждениям социальной сферы района в подготовке нормативно-правовой документации, касающейся реализации майских Указов Президента РФ. В совещании приняла участие руководитель правового отдела ФПСК А. Бутова.Сразу два профсоюзных лидера Ставрополья стали призерами окружного этапа Всероссийского конкурса «Студенческий профсоюзный лидер – 2013».
С 8 по 11 июля в Приэльбрусье, на базе Кабардино-Балкарского государственного университета, проходил окружной этап Всероссийского конкурса «Студенческий лидер-2013», организаторами которого выступили региональные организациями Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки совместно с Студенческим координационным советом Профсоюза. По результатам регионального отборочного тура Ставропольскую краевую организацию Профсоюза представляли зам. председателей профсоюзных организаций студентов и аспирантов Северо-Кавказского федерального и Пятигорского государственного лингвистического университетов А. Гарифуллина и И. Хван.Новое в охране труда
Изменен режим труда и отдыха водителей: как соблюдать новые правила
Кто обязан соблюдать новые правила
С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителей организуют по новым правилам. Их утвердил Минтранс в приказе от 16.10.2020 № 424 (далее — Приказ № 424). Этот документ пришел на смену приказу Минтранса от 20.08.2004 № 15 и действует до 1 января 2027 года.
Новые правила обязательны для штатных водителей и сотрудников, которые управляют транспортным средством, чтобы выполнить должностные обязанности. Не стали исключением индивидуальные предприниматели, даже если они водят автомобиль самостоятельно. Учтите, что с 2021 года режим труда и отдыха также распространяется на водителей-вахтовиков (п. 1 Приказа № 424).
Новые требования не касаются водителей, которые управляют транспортом на территории предприятия и не выезжают на дороги общего пользования. Также правила не действуют для водителей, которые работают:
-
на служебных легковых автомобилях госорганов и ведомственной охраны;
-
международных перевозках;
-
аварийно-спасательном, пожарном транспорте;
-
военных автомобилях.
Что входит в рабочее время
В рабочее время водителей входит вождение, специальные перерывы, а также периоды, не связанные с управлением транспортным средством. К ним относят время:
-
на самостоятельный ремонт автомобиля;
-
стоянку в ожидании груза, пассажиров или техпомощи;
-
подготовку транспорта перед поездкой и после нее;
-
медосмотры перед рейсом и по возвращению из него;
-
простой не по вине водителя;
-
иное время, которое установил работодатель или закон.
Время, когда водитель охраняет автомобиль или груз, теперь не считают рабочим. Его оплачивают по правилам, которые установили в коллективном договоре или другом локальном акте по согласованию с представительным органом трудового коллектива. Также не включают в рабочее время, когда водитель экипажа не управляет автомобилем, а отдыхает (п. 9 Приказа № 424).
Сколько длится рабочая смена
По закону нормальная продолжительность работы водителей такая же, как и у других сотрудников — 40 часов в неделю. При этом Минтранс не указал, как долго они могут трудиться по графику 5/2 и 6/1. Поэтому работодатель вправе установить водителям стандартную продолжительность смены — восемь и семь часов или использовать другие схемы.
Пример. Сергей устроился водителем в логистическую компанию. Ему предложили работать 6/1, мужчина согласился. С понедельника по четверг водителю утвердили 8-часовые смены с 09:00 до 18:00 с обеденным перерывом с 13:00 до 14:00. А в пятницу и субботу Сергей работает по четыре часа — с 09:00 до 13:00. |
Если нужно управлять транспортом дольше установленной смены, ее продлевают. Например, если грузы перевозят между городами на большие расстояния. В этом случае работодатель вводит суммированный учет рабочего времени за один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев, но только по согласованию с представителями трудового коллектива (п. 5 Приказа № 424).
Когда в компании вводят суммированный учет рабочего времени, водителю устанавливают 10-часовую смену. Ее можно увеличить до 12 часов, если работнику нужно добраться до места отдыха или закончить рейс (п. 6 Приказа № 424). Также разрешили устанавливать 12-часовую смену водителям:
-
городских автобусов;
-
учреждений здравоохранения;
-
коммунальных и аварийных служб;
-
организаций телефонной, телеграфной и почтовой связи;
-
вахтовых бригад;
-
руководителей организаций и др.
Рабочее время водителей можно делить на части. Раньше это разрешали делать только водителям автобусов регулярных городских и пригородных маршрутов, теперь это требование распространяется на всех сотрудников, которые управляют транспортом. Однако Минтранс не конкретизировал, на сколько частей можно делить смену. Это решает работодатель с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа трудового коллектива (п. 7 Приказа № 424).
Если водителю разрешили разделить смену на части, до перерыва он должен отработать минимум пять часов. При этом общее время таких перерывов не может превышать три часа для водителей городских и пригородных маршрутов, пять часов — для остальных. Как по новым правилам можно разделить рабочую смену водителя на части, смотрите в примере.
Пример. Как организовать работу водителя при разделении смены на части
Кирилл работает водителем городского автобуса. Его смена длится 11 часов, что превышает нормальную продолжительность, поэтому отдел кадров ведет суммированный учет рабочего времени. Кроме того, смену водителя разделили на две части: первая длится 5 часов 15 минут, а вторая — 5 часов 45 минут. Между ними по правилам внутреннего трудового распорядка Кирилл должен делать двухчасовой перерыв, а также обеденные и специальные перерывы в течение дня. Распорядок смены водителя выглядит следующим образом: В итоге Кирилл начал работать в 6 часов утра, а закончил в 8 часов вечера. По закону это не нарушение, ведь перерыв на питание и между частями смены не входит в рабочее время. По факту водитель вместо 14 часов работал установленные 11. Суммарная продолжительность двух специальных перерывов составляет 45 минут в смену. |
|
Водителям легковых автомобилей и машин, которые заняты на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательных работах, можно установить ненормированный рабочий день. Но графики сменности составляют исходя из 40-часовой рабочей недели и согласовывают с представительным органом (п. 8 Приказа № 424).
Сколько водители могут находиться за рулем
Важно!
Водителям легковых такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день
Водители могут управлять автомобилем 9 часов за смену. Это время можно увеличить до 10 часов, но только два раза в неделю. В двух случаях водители могут управлять автомобилем максимальные 12 часов — чтобы закончить поездку или проехать до места стоянки (пп. 10, 11 Приказа № 424).
Учтите, что водители не могут управлять транспортом более 56 часов в неделю. Также нужно отслеживать, чтобы в течение двух недель подряд их время работы за рулем не превысило 90 часов (п. 12 Приказа № 424).
Какие перерывы положены
Перерывы для отдыха и питания. Работодатель предоставляет водителю обеденный перерыв в середине рабочего дня, например через четыре часа после начала смены. Его продолжительность от 30 минут до двух часов. Если у сотрудника смена длится больше восьми часов, разрешено делать два перерыва. Однако их общая продолжительность не должна превышать двух часов (п. 17 Приказа № 424).
Специальные перерывы. По новым правилам водители делают спецперерывы для отдыха каждые 4,5 часа продолжительностью не менее 45 минут. Если в этот момент наступил обеденный перерыв, специальный предоставлять не нужно.
Специальные перерывы можно разделить на части: первая не меньше 15 минут, а последняя — полчаса. Если их разделили водителям регулярных городских перевозок, продолжительность составляет минимум 10 минут (п. 13 Приказа № 424).
Обратите внимание!
Обеденный перерыв включают во время ежедневного отдыха водителя
Ежедневный отдых. Водитель должен отдыхать вдвое больше, чем работал в предшествующую смену. Например, после 8-часовой смены он должен отдохнуть минимум 16 часов перед тем, как начать работу.
Ежедневный отдых можно разделить на части, причем первая не менее трех часов, а последняя — девяти часов. Если ведут суммированный учет времени, водителям положен минимум 11-часовой отдых каждый день. Три раза за неделю его можно уменьшить до девяти часов.
Водителям, которые работают в экипаже, положен 9-часовой ежедневный отдых. Причем они не вправе его дробить или отдыхать поочередно. Например, нельзя одному водителю спать, когда сменщик ведет машину.
Если водителю нужно въехать на паром, железнодорожный состав или выехать с него, он может дважды прервать ежедневный отдых, но только на один час. В этом случае общее время такого отдыха должно быть не меньше 11 часов (п. 18 Приказа № 424).
Еженедельный отдых. Водители не могут работать без выходных, они обязаны каждую неделю непрерывно отдыхать не менее 45 часов. Например, при пятидневной рабочей неделе — в субботу и в воскресенье.
Еженедельный отдых можно сократить, но только до 24 часов. К примеру, если водитель работает по графику 6/1. Но оставшееся время он должен использовать в течение трех следующих недель. Это время присоединяют к ежедневному или очередному еженедельному отдыху при условии, что он составляет минимум 9 часов (п. 19 Приказа № 424).
Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителей
Если контролеры выявят, что водители перерабатывают, должностное лицо оштрафуют на 7–10 тыс. руб., ИП — на 15–25 тыс. руб., а организацию — на 20–50 тыс. руб. За управление транспортным средством без перерывов инспектор ГИБДД вправе выписать штраф водителю. Его размер составит от 1,5 до 2 тыс. руб. (ст. 11.23 КоАП).
Специалист по охране труда не устанавливает в организации режим труда и отдыха водителей, он только контролирует безопасность и условия труда работников. Чтобы исключить травматизм из-за переработок, проверяйте, чтобы ответственный за БДД контролировал табели рабочего времени, путевые листы и показания тахографа. Отследите, чтобы информацию о режиме труда и отдыха внесли в локальные акты организации. Например, в ПВТР, программы стажировки, обучения по охране труда, инструктажей на рабочем месте и т. д. Если водителям установили ненормируемый рабочий день и ввели суммированный учет рабочего времени, удостоверьтесь, что эти сведения указали в коллективном договоре.