Новости
Выступление Председателя ФНПР на Глобальном саммите МОТ
Сегодня в рамках проходящего в видеорежиме Глобального саммита МОТ "COVID-19 и сфера труда" состоялся День мировых лидеров, в ходе которого выступили более 50 глав государств и правительств, представляющих все регионы мира, а также видные руководители ряда учреждений системы ООН, международных организаций, объединений работодателей, национальных и глобальных федераций профсоюзов.Исчисление среднего заработка в условиях принимаемых ограничительных мер
В свете происходящих событий на фоне пандемии одним из часто задаваемых вопросов обращающихся за консультацией граждан стал вопрос об исчислении среднего заработка для расчета отпускных сумм. Конечно, уровень заработной платы многих работников в период нерабочих «президентских» дней существенно снизился, но лето и пору отпусков никто не отменял, и людей интересует, на какой размер отпускных выплат они могут рассчитывать.Новое в охране труда
Новые требования для водителей – 2021: что изменилось и как наладить работу
Какие требования для водителей ввели в 2021 году
1 января 2021 года вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте, а старые утратили силу (приказ Минтруда от 09.12.2020 № 871н — вступил в силу; приказ Минтруда от 06.02.2018 № 59н — утратил силу). Новые правила обязаны соблюдать организации, где проводят работы, связанные с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.
Новые правила действуют до 31 декабря 2025 года (п. 3 приказа Минтруда от 09.12.2020 № 871н, далее — новые правила). Обязательные требования теперь нельзя утверждать на срок дольше шести лет. Когда срок истечет, Минтруд решит: продлить действие документа или снова пересмотреть требования.
Обратите внимание
Правила не распространяются на водителей авто- и электропогрузчиков, авто- и электрокаров, а также грузовых тележек, которые используют на территории организации
Кроме новых правил по охране труда на автомобильном транспорте 1 января 2021 года вступили в силу еще три документа, которые регламентируют работу водителей. Минтранс утвердил:
· порядок профессионального отбора и обучения водителей приказом от 29.07.2020 № 264;
· профессиональные и квалификационные требования к водителям приказом от 31.07.2020 № 282;
· особенности режима рабочего времени и отдыха водителей приказом от 16.10.2020 № 424.
Что изменилось в новых правилах и повлияет на работу
Важно
Водитель должен подтвердить, что соответствует профессиональным и квалификационным требованиям по приказу Минтранса № 282 и пройти испытание при приеме на работу
Новые правила стали короче — из документа исключили три раздела: «требования охраны труда, предъявляемые к организации выполнения работ»; «требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перевозке грузов» и «требования по охране труда при работе с аккумуляторными батареями».
Первый удаленный раздел включал в себя информацию, на которую ориентировался специалист по охране труда: необходимость медосмотров, СИЗ и обучения с проверкой знаний, периодичность повторных инструктажей раз в три месяца, запрет на работу несовершеннолетних и т. п. Но раздел убрали не из-за того, что отменили эти мероприятия, из новых правил убрали вопросы, которые регламентируют другие документы, например Порядок обучения № 1/29, приказ Минздравсоцразвития № 302н, Трудовой кодекс и пр. Поэтому единственное конструктивное изменение из-за исключения раздела — водителям больше не обязательно проводить повторные инструктажи на рабочем месте с периодичностью раз в три месяца. Новые правила не устанавливают повышенных требований, поэтому определить периодичность можно по общему порядку — не реже чем раз в шесть месяцев (п. 2.1.5 Порядка обучения № 1/29).
В новые правила добавили пункт о том, что работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности на основании результатов оценки профессиональных рисков (п. 9 новых правил). При этом дополнительные нормы не должны противоречить действующему законодательству. Если вводите повышенные требования по результатам оценки рисков, пропишите их в инструкции по охране труда для водителей и доведите до работников на инструктаже.
Обратите внимание
В новых правилах прописали возможность оформить один общий наряд-допуск, если одновременно проводят несколько видов работ, на которые требуется документ
Новые правила стали современнее, теперь в них предусмотрели возможность контролировать процесс производства работ с помощью видеокамер и аудиоустройств. При этом разрешили как следить онлайн, так и записывать рабочие процессы (п. 9 новых правил). Также добавили пункт про электронный документооборот в области охраны труда. Разрешили его вести с использованием электронной подписи или другого способа, который позволяет идентифицировать личность работника (п. 10 новых правил). В локальных актах организации пропишите, какие документы переводите в электронную форму.
Требования к площадкам для хранения транспортных средств сократили: наружные ворота помещений больше не требуют оборудовать воздушно-тепловыми завесами с автоматическим включением и выключением. А также не требуют дополнительно устанавливать тамбур-шлюзы и следить, чтобы полы в помещении были гладкими, ровными, но при этом не скользкими. Чтобы посмотреть остальные устаревшие и избыточные требования, которые исключили из правил, кликните по картинке под текстом.
В новые правила добавили требования и запреты:
· пункт 27. Стены и пол помещений аккумуляторных участков необходимо облицовывать керамической плиткой;
· пункт 75. Запрещено оставлять без присмотра транспортное средство, вывешенное на высоте более половины диаметра его колеса;
· пункт 75. Запрещено выдувать сжатым воздухом пыль, опилки, стружку, мелкие частицы и обрезки материалов;
· пункт 93. При работе с мойками высокого давления не направлять струю воды на электроприборы, животных, людей, в том числе на себя;
· пункт 93. Использовать защитные перчатки при применении моющих веществ;
· пункт 100. В помещении для мойки транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей на полах установить покрытие с нескользкой поверхностью;
· пункт 100. В помещениях для мойки транспортных средств дополнительно сделать уклон полов для стока загрязненной воды;
· пункт 147. При работе с углошлифовальными машинками работники обязаны надеть защитные очки, при смене диска отключать машинку от сети, следить за положением электрокабеля, чтобы исключить его повреждения;
· пункт 147. Запрещено использовать углошлифовальную машинку без защитного кожуха.
Некоторые пункты правил переписали лаконичнее без избыточных требований. Мы сравнили формулировки требований из старых и новых правил и описали их в таблице.
Сравнение требований старых и новых правил на автомобильном транспорте
Было |
Стало |
Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий |
Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться |
Для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка |
Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота |
Поверхность площадок должна регулярно очищаться: летом — от грязи, зимой — от снега и льда |
В зимнее время поверхность площадок должна очищаться от снега и льда |
Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменной потребности. Бензин и клей должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от топки парогенератора |
Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. Бензин и клей должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от топки парогенератора |
Выберите из правил изменения, которые относятся к вашей производственной деятельности. Определите совместно с руководителями подразделений, что в вашей организации не соответствует правилам с технической и конструктивной точки зрения. Составьте план первоочередных мероприятий по пересмотру работы с учетом новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Если потребуется, согласуйте план с финансово-экономической службой.